Хеллингер Берт. Источнику не нужно спрашивать пути.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 8410

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

230
История «Два рода знания»
Спросил ученый мудреца, как Единичное сосуществует с Целым и чем отлично знание о Многом от знания о Полноте.
Мудрец сказал:
«Становится разрозненное целым, когда свое находит средоточье и действует совместно.
Лишь через средоточье Множество становится
действительным
и важным,
и Полнота его
тогда нам кажется простой,
почти что малой,
спокойною,
на ближнее направленною силой,
что остается внизу и
близко к несущему.
Поэтому, чтоб Полноту постичь
или поведать,
мне нет нужды в отдельности
все знать,
говорить, иметь
и делать.
Ибо кто хочет попасть в город,
через одни ворота входит.
Кто в колокол ударит раз,
одним лишь звуком будит многие другие.
Тому, кто с ветки яблоко сорвал,
не нужно в суть вникать его происхождения.
Он просто держит его в руке
и ест».
231
Ученый возразил:
«Кто хочет истины,
тот каждую подробность знать обязан».
Мудрец и это опроверг:
«О старой истине известно очень много.
Та истина, что путь прокладывает дальше,
нова
и требует отваги.
Ибо исход ее,
как дерево в ростке,
в ней же самой сокрыт.
И потому, кто действовать не смеет,
желая больше знать,
чем следующий позволяет шаг,
тот упускает то, в чем сила.
Он принимает
монету за товар,
а из деревьев
делает дрова».
Ученый посчитал,
что это только часть ответа,
и попросил
дальнейших объяснений.
Но мудрец лишь головою покачал,
поскольку Полнота сначала что бочка,
молодого полная вина:
оно сладко и мутно.
Дать нужно время ему
перебродить,
пока оно прозрачным станет.
Кто станет пить,
не ограничившись глотком на пробу,
тот, опьянев,
теряет равновесье.
(Перевод Ирины Беляковой)
232
Семейные расстановки и движения души
Предварительное замечание: нижеприведенное интервью было записано в Вашингтоне. Вопросы задавал Харалъд Хонен.
— Я предлагаю дать несколько опорных слов и задать несколько вопросов. Я полагаю, многие связывают твое имя только с семейными расстановками и порядками любви. Это существенная часть твоей работы, но ты пошел в своей работе дальше, а именно к тому, что выявляет значение движений души. Я бы хотел поговорить с тобой об этом и задать вопросы о твоем опыте по этой теме, накопленном до настоящего времени.
Я сопровождаю тебя уже на протяжении некоторого времени. Насколько я помню, иногда ты проводишь расстановку только с двумя-тремя людьми, при этом ты ничего не говоришь им, так что заместители могут руководствоваться только своими внутренними движениями. Я вспоминаю о расстановке, которую ты делал для одного мужчины из Фрайбурга. Его жена лежала в коме и в коме родила ребенка. Похожую расстановку ты делал в Испании.
Если бросить взгляд, как бы ты описал переход от семейной
расстановки к движениям души?
— Прежде чем подробно остановиться на движениях души, я хотел бы сказать о том, что привело меня к пониманию порядков любви. Это было понимание совести. Понимание раз-личия между личной совестью, которую ощущает каждый че-ловек, и совестью неосознаваемой, родовой, явилось начало^ этого пути. Тот, кто не видит этих различий, не поймет, что происходит во время семейной расстановки. И прежде всего оц не поймет, каковы соответствующие решения.
Порядки родовой совести
Родовая совесть — это совесть более древняя и архаична^ нежели совесть личная. Она возникла до того, как человек см боится его. «Я» в меньшей степени боится возврата в небытие, а в большей степени боли, связанной с переходом в небытле. Тот, кто находится в гармонии с таким движением, ведет себя в соответствии с тем, чему содействует. Ведь жизнь, беря нас, требует от нас согласия с ее движением. Так мы в согласии и с жизнью, и с ее концом, когда приходит время.
Движению к жизни и обратно к смерти присущи определенное время и определенный порядок. Некоторые расстаются с жизнью тгреждевременно, прежде чем завершено движение. Они делают это, подчиняясь внутреннему движению. Оно самонадеянно. Если, например, ребенок рано потерял своих родителей, его охватывает стремление уйти за матерью или за отцом, за братом или сестрой, которые умерли прежде времени. Ребенок полагает, что сможет их обрести вновь, так говорит ему его жизненный опыт.
Это детское представление. Часто ребенок также считает, что он будет рад и что умершие будут рады, если он соединится с ними, т. е. что они встретятся всей семьей. При этом мы забываем о том, что умершие не живут больше, они ушли обратно, туда, откуда пришла жизнь.
В «Тристане и Изольде» Вагнер называет это генетическим забвением. Там не существует отношений в том смысле, который известен нам из жизни. Тот, кто думает, что сможет снова увидеть умерших, тот не понимает глубины и окончательности этого движения.
Многие думают, что могут своим уходом из жизни не только обрадовать умерших, но и спасти их. Такое представление часто является одной из значимых причин тяжелой болезни. Решением будет — вернуться к взаимосвязям на более высоком уровне, снова отдаться потоку жизни и жить, сколько угодно жизни и сколько она позволит. Так человек обретает гармонию. Это может пробудить в болезни целительные силы, и время, которое осталось, удлинится.
288
Это одна сторона. Но существует и другая. Некоторые держатся за жизнь сверх отпущенного времени, когда отпущенное время уже прошло. Тем самым они нарушают движение души. Усиленные реанимационные мероприятия — это попытка остановить движение, несмотря на то, что в принципе все уже случилось. Многие врачи и терапевты даже обязаны это делать, так они вторгаются извне в движение к смерти, нарушая его ход.
Смерть и завершение
Но как умершие воздействуют на нас? Умершие лишь медленно уходят от нас, оставаясь какое-то время поблизости. Некоторые остаются рядом с нами особенно долго. Это те, о ком не скорбели, или не уважали, или исключили, или забыли. Особенно долго остаются те, о ком мы ничего не хотим знать или кого боимся. Скорбь возможна, если предаться боли и, проходя через боль, уважать и почитать умерших. Если по умершим скорбели, их почитают, они уходят. Тогда жизнь для них — в прошлом, они могут покоиться с миром.
У Рильке есть стихотворение об Орфее, Эвридике и Гермесе: «Своею переполнена кончиной, она в себе замкнулась8». Смерть — это завершение. С таким представлением о смерти мы иначе относимся к ней. В том числе к тем, кто умер слишком рано, в том числе к мертворожденным детям. Нам часто кажется, что такие дети лишились чего-то. Но чего они могли лишиться? Самое важное есть и остается за пределами жизни, до нее и после нее. Это то, откуда мы приходим в жизнь, и то, куда уходим после.
Если мы отпускаем умерших от себя, они благотворно влияют на нас из царства мертвых, они не тяготят нас и не требуют от нас никаких усилий. А тот, кто долго скорбит об умерших, удерживает их около себя, несмотря на то, что умершие хотят уйти. Это плохо как для умерших, так и для живых. Скорбь бывает долгой, когда мы в чем-то виноваты перед умершим или не признаем этого.
Живущие скорбят не слишком долго. Фрейд наблюдал это в случае с президентом Вильсоном. Когда через год после смерти
* Перевод с немецкого К. П. Богатырева.
289
жены он женился вновь, Фрейд написал: «Это признак того, что он очень любил свою жену. Если любил и скорбел, жизнь продолжается и любимые умершие соглашаются с этим».
Уважение к умершим
Большая душа не делает различий между живущими и умершими. Все они — жители одного царства. Когда страх перед умершими проявляется в попытке отграничиться от них, это имеет плохие последствия. И наоборот: если еврей, который выжил, говорит своим погибшим родственникам: «Я тоже иду», он сможет жить еще столько, сколько ему отпущено. Он не боится. С умершими и от умерших в нашу жизнь приходит доброжелательность. Это можно увидеть в процессе расстановок. Уважение к умершим оказывает миротворческое и жизнеутверждающее воздействие.
Влияние умерших на живущих и живущих на умерших взаимно. Живущие воздействуют на умерших, уважая их. Тогда для умерших, так мне кажется, смерть легче. Тогда и умершие относятся к живущим благосклонно.
Широко распространено убеждение, что умерших больше нет. Но они есть. Они присутствуют. Они присутствуют и в нашем теле, ведь наши предки продолжают жить в нас. Подобным же образом умершие представлены и в семейной душе. На уровне того, что я называю Большой Душой, между умершими и живыми не существует никаких различий.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • 10 признаков умных людей
  • К чему снятся умершие родственники?
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Желания»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Притча «Эхо наших дел»
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Притча «Несоответствие»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Каждый велик на своём месте»
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Взгляд, который многое изменил»
  • Притча «13 фраз о жизни»
  • Притча «15 причин»
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • К чему снятся родители?
  • Притча «Билет в жизнь»
  • Притча «Найти потаенную комнату»
  • Что будет, если вам повезет?
  • Притча «Понимание»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «Что такое любовь? Глазами детей»
  • Притча «Домой»
  • Притча «О вопросах»
  • Елена Жаренко. Сочинение на тему: 'Учитель в наше время'
  • Психоаналитические афоризмы IX. - Франсуаза Дольто
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Ильина Лидия Владимировна. Врачам спасибо!
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Кому мы завидуем? Психология зависти
  • Приворот «Чёрное венчание»
  • Притча «Бодрствуйте»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сенека. О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Притча «Девочка и одна подпись»
  • Притча «Полезный и бесполезный»
  • Чеглова И. А. Еще две игры



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь