Хеллингер Берт. Источнику не нужно спрашивать пути.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 8417

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

несостоятельные объяснения тому, что происходит (когда, например, кто-то покончил жизнь самоубийством), просто из-за того, что не понимаем силу водоворота, действующего в самой глубине. Расстановки показывают, насколько сильно мы вплетены во многие судьбы, такие, о которых мы иногда и не знали. Это очень серьезно, поскольку мы кроме прочего несем и часть страданий всего человечества. Часто мы хотим участвовать в этом страдании. Я думаю, что нередко причиной психозов становится именно погружение в большое страдание, в глубокие и многослойные судьбы и участие в них.
Здесь я вижу только одно решение: погружение в нечто совершенно привычное, повседневное и доступное. Связь с обыденным исключает погружение во всеобщее страдание. Оно слишком велико. Наше душевное равновесие очень подвижно. Смотреть на это просто невыносимо. Это выходит за пределы наших рил. В итоге остается лишь привычное, спокойное исполнений: муж, жена, дети, игра, досуг, счастье и горе — такие, как есть. Так сохраняется легкость души. У легкости души наибольшая сила. Самое сильное и есть самое простое. Если есть желание, можно научиться этому переходу в легкость. Это происходит прежде всего в повседневном исполнении.
Исцеление семейной души
УЧАСТНИК: Может ли быть такое, что семейная душа исцелится сама, что в семье рано или поздно появится кто-то, кому будет дано восстановить мир, сделать так, чтобы семейная душа сама обрела мир?
Б. X: Душа живет во многих измерениях. Одни узки, другие шире. Если рассматривать душу в пределах тела, она узка и ограничена. Можно рассматривать ее в пределах семьи или рода. Здесь она шире, но все же ограничена определенным кругом лиц. Как в пределах тела, так и в пределах семьи или рода душа, с одной стороны, стремится обрести полноту, т. е. следить за тем, чтобы все члены семьи присутствовали в ней, с другой стороны, душа стремится избавиться от больного, поскольку это вредит всем другим членам семьи. Это относится как к телу, так и ко всей семье. Убийцы, например, ставят семейную сис-
216
тему под угрозу, поэтому необходимо вывести их за пределы системы. Семья должна изгнать их.
Но существует и такое измерение души, которое включает в себя целое. В пределах Большой Души объединяются все, в том числе убийцы и их жертвы. Это необходимо понимать. Все зависит от того, на каком уровне работать. Если работать на уровне семьи, убийц необходимо исключить. При работе на более высоком уровне все члены семьи объединены. Члены семьи могут примириться с убийцами в их середине, когда посмотрят на них на более высоком уровне, примут их и обретут там покой и мир.
Молния
УЧАСТНИК: В стране полно терапевтов, которые занимаются семейными расстановками, иногда за большие деньги. А может быть такое, что кто-то нанесет вред, если он работает недостаточно бережно и не вполне компетентен?
Б. X.: Молния ударит в того, кто держит руку, вытянутую вверх. Нужно многое уметь, чтобы причинить вред. В этом всегда участвуют двое. Кто говорит, что ему навредили, свободен в том, чтобы в любое время оставить это позади и жить нормально. Упреки в адрес терапевта — это отказ клиента взять свою жизнь в свои руки.
Старина Фрейд из Вены сделал одно интересное наблюдение: новички, которые умеют мало, успешней тех, кто многое умеет, Это связано с тем, что от души клиента требуется больше, и с остальным она справляется сама.
Когда удается расстановка: обзор Путь познания
К пониманию ведут два движения. Первое спешит познать неизвестное, завладеть им, получить в свое распоряжение. Научные исследования — это движения подобного рода, и мы знаем, как сильно они изменили наш мир и нашу жизнь, защитили и обогатили ее.
217
Второе движение возникает, если мы, удерживаясь от первого поспешного движения, направляем свой взгляд не на что-то конкретное, но на Целое. Так наш взгляд открыт для того, чтобы увидеть многое одновременно. Предаваясь такому движению, мы замечаем, что наш взгляд, будучи направлен, например, на некий ландшафт, некую задачу или проблему, одновременно и пуст и полон, как взгляд в долину. Отдаться полноте и выдержать это мы сможем, только если сначала откажемся от рассмотрения деталей. В процессе поспешного движения «хочу схватить» необходимо остановиться и постепенно отходить назад, пока не вступим в пустоту, которая устоит перед полнотой и многообразием.
Такое остановленное движение, идущее назад, я называю феноменологическим. Оно ведет к иному пониманию, чем то, которое стремится к познанию. И оба дополняют друг друга. А потому и на размашистом научном пути познания мы вынуждены останавливаться, чтобы перевести наш взгляд с узкого на более широкое, с близкого на далекое. Но и феноменологическое понимание требует проверки отдельного и следующего.
Процесс
На феноменологическом пути познания мы предаемся событиям во всем их многообразии, не выбирая и не оценивая их. Такой путь познания требует от человека «стать пустым» как в отношении существующих представлений, так и в отношении внутренних движений, какого бы свойства они ни были: чувственного, волевого или оценочного. Внимание при этом одновременно направленно и рассеянно; и собранно и пусто.
Феноменологическая позиция требует напряженной готовности к действию, но без исполнения. Такое напряжение позволяет нам быть в высшей степени способными и готовыми к восприятию. Кто выдержит такое напряжение, тот через некоторое время узнает, как многое стекается в середину, и сможет внезапно понять суть, возможно, порядок, правду или следующий шаг. Это понимание приходит извне, познается как дар и ограничено, как правило.
218
Семейная расстановка
Чего позволяет добиться феноменологический подход и чего он требует, наиболее наглядно можно увидеть и описать в процессе семейной расстановки. Поскольку сама расстановка, с одной стороны, результат феноменологического пути познания, с другой стороны, феноменологический подход работает там, где речь идет о наиболее существенном, и только при условии сдержанности и доверия к приобретенному таким образом опыту и пониманию.
Клиент
Что происходит, когда клиент в процессе терапии делает расстановку своей семьи? Сначала он выберет из группы заместителей для членов своей семьи: для матери, отца, братьев, сестер и для себя самого. При этом не играет роли, кого именно он выберет. Будет даже лучше, если он будет выбирать заместителей независимо от внешности и без конкретного намерения, поскольку это первый шаг к смирению и отказу от намерений и прежних образов. Кто выбирает по внешним признакам — возрасту или телосложению, тот не открыт для важного и скрытого. Он ограничивает возможности выражения расстановки внешними признаками, и расстановка для него, возможно, заранее обречена на неудачу. Поэтому нет ничего страшного в том (а иногда даже лучше), что терапевт сам выбирает заместителей, которых клиент затем расставит. Единственное, что должно быть учтено, это пол заместителей: для женщин — женщины, для мужчин — мужчины.
Когда заместители выбраны, клиент должен расставить их в пространстве по отношению друг к другу. Хорошо, если клиент "возьмет каждого из заместителей обеими руками за плечи и расставит. В это время он должен оставаться собранным, следовать своему внутреннему движению, пока на ощупь не определит подобающее каждому место. Когда клиент ставит заместителей, он находится в контакте не только с самим собой и заместителем, но и со всеми остальными, от них идут сигналы, позволяющие найти для каждого соответствующее место. То же необходимо проделать и со всеми остальными заместителями, пока каждый из них не займет свое место. В
219
процессе клиент забывает о себе. Он- «очнется», когда расставит всех заместителей. Иногда полезно, чтобы клиент, уже расставив заместителей, еще раз обошел всех и поправил что-то в соответствии с внутренним ощущением. Затем клиент садится.
Если клиент будет расставлять заместителей, не будучи собранным и отрешенным, это сразу станет заметным. Он, например, попытается придать заместителю некоторую позу, как у скульптуры, или расставляет слишком быстро, как будто следует некой внутренней картине, или может забыть поставить одного из заместителей. Или он начинает объяснять, что заместитель уже стоит на своем месте. Если расставлять таким образом, расстановка может зайти в тупик.
Терапевт
Чтобы расстановка удалась, терапевт должен отказаться от своих намерений и представлений. Будучи сдержанным и собранным, он сразу заметит, если клиент будет пытаться делать расстановку под влиянием заранее сложившихся у него образов или избегая того, что выявляется в процессе расстановки. Терапевт должен помочь клиенту собраться и быть готовым отдаться на волю происходящего, а если это невозможно, расстановку следует прервать.
Заместители
От заместителей также требуется отказ от собственных представлений, намерений и страхов. Это означает, что они во время расстановки должны внимательно следить за изменениями, которые происходят с ними на физическом и чувственном уровнях. Такими, как, например, учащение сердцебиения, желание смотреть на пол, внезапное чувство тяжести или легкости, гнева или скорби. Важно, чтобы они внимательно относились к возникающим у них внутренним образам и внутренним шумам или словам, которые могут услышать.
Например, один американец, замещавший в расстановке отца клиента и изучавший в тот период немецкий язык, все
220
время слышал одну немецкую фразу: «Скажите: Альберт!» Позже он спросил клиента, говорит ли ему о чем-нибудь имя Альберт? Тот ответил: «Конечно, Альбертом звали моего деда и моего отца, и Альберт мое второе имя».
Другой заместитель, который исполнял в расстановке роль сына, отец которого погиб в результате вертолетной аварии, все время слышал шум вертолетного мотора. В свое время сын,
Есам управляя вертолетом, попал в аварию вместе со своим отцом, но тогда оба остались живы. Конечно, заместитель должен сам обладать способностью вчувствоваться, готовностью отказаться от собственных представлений, чтобы расстановка удалась. Задача терапевта — внимательно следить за тем, чтобы восприятие заместителя не подменялось его собственными фантазиями. Этой опасности и терапевту, и заместителям тем проще избежать, чем меньше им известно о семье.
Вопросы
Феноменологическое восприятие удается лучше всего, если задавать только самые необходимые вопросы, причем непосредственно перед расстановкой. Следующие вопросы являются необходимыми:
1. Кто является членом семьи?
2. Были ли в семье мертворожденные дети или дети, умершие в раннем возрасте? Встречались ли особенные судьбы, например инвалиды?
3. Состоял ли кто-либо из родителей или их родителей в серьезной связи до замужества или женитьбы (помолвлен или женат/замужем), состоял ли в длительной связи?
Собирание последующего анамнеза, как "правило, затрудняет феноменологическое восприятие как для терапевта, так и для заместителей. Поэтому терапевт должен отказаться от предварительных разговоров и опросов, которые выходят за рамки вышеперечисленных вопросов. По той же причине во время расстановки клиент ничего не должен говорить, а заместители не должны задавать клиенту никаких вопросов.
221
Собранность
Некоторые заместители пытаются определить по виду расстановки, что они чувствуют, вместо того чтобы сконцентрироваться на физическом восприятии и внимать непосредственному внутреннему чувству. Один заместитель отца сказал, например, что он чувствует себя в конфронтации по отношению к своим детям, потому что они стоят напротив него. Но когда он прислушался к внутреннему чувству, он заметил, что хорошо себя чувствует. Внешняя картина отвлекла его от непосредственного восприятия.
Иногда заместитель, испытывая какое-то постыдное чувство, умалчивает о нем. Например, если отец испытывает к дочери эротическое влечение. Или мать, которая чувствует себя лучше, если один из ее детей хочет последовать за умершим родственником в смерть.
В таких случаях терапевт должен внимательно следить за мельчайшими телодвижениями — сигналами заместителей, например, кто-то улыбнулся или выпрямился, или заместители непроизвольно потянулись друг к другу. Заместители могут проверить свое восприятие, если терапевт озвучил свое.
Некоторые заместители из лучших побуждений что-то говорят клиенту, т. к. думают, что могут этим помочь или утешить. У таких заместителей нет контакта с происходящим, их необходимо немедленно заменить другими.
Знаки
Терапевта, который сам не находился продолжительное время в состоянии бесстрашного сосредоточенного восприятия ситуации, поверхностные высказывания заместителей могут вывести на ложный путь или завести в тупик. У других заместителей это тоже вызывает растерянность.
Существует верный знак, который показывает, идет ли расстановка правильным путем или нет. Если у наблюдателей отмечается снижение внимания, беспокойство — у расстановки больше нет шансов. Чем быстрее терапевт прервет такую расстановку, тем лучше. Прерывание поможет всем участникам снова сосредоточиться и через некоторое время начать сначала. Иногда от наблюдателей поступает некий знак, ведущий к про-
222
должению. Но он должен основываться на восприятии. Если кто-то гадает или толкует, это приводит к еще большему смущению. В этом случае терапевт должен прекратить дискуссию и помочь группе вновь сосредоточиться и сплотиться.
Открытость
Я подробно рассказал о способах действия и препятствиях, которые могут встречаться, для того чтобы показать, как предотвратить «легкомысленные» расстановки. В противном случае метод семейной расстановки может быть дискредитирован.
Некоторые применяют иные подходы при работе с семейными расстановками. Если это делается собранно и сосредоточенно, это может иметь успех. Если же это вызвано потребностью в профессиональном обособлении и размежевании, феноменологическое откровение ограничено ввиду появления определенных намерений. Проявление индивидуальности уместно, если удается достичь нового восприятия, верность которого подтверждается результатом, которым можно поделиться
с другими.
Если же желание самоутверждения связано с попыткой следовать теоретическим представлениям или обусловлено определенными намерениями и страхами, если оно отказывается принять действительность такой, как есть, такое самоутверждение ведет к потере феноменологической готовности к восприятию с соответствующими последствиями для терапевтического воздействия.
И если семейная расстановка имеет своей целью удовлетворение любопытства, она лишена серьезности и силы. От огня останется лишь пепел, а от пальто — хлястик.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • 10 признаков умных людей
  • К чему снятся умершие родственники?
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Желания»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Притча «Эхо наших дел»
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Притча «Несоответствие»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Каждый велик на своём месте»
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Взгляд, который многое изменил»
  • Притча «13 фраз о жизни»
  • Притча «15 причин»
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • К чему снятся родители?
  • Притча «Билет в жизнь»
  • Притча «Найти потаенную комнату»
  • Что будет, если вам повезет?
  • Притча «Понимание»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «Что такое любовь? Глазами детей»
  • Притча «Домой»
  • Притча «О вопросах»
  • Елена Жаренко. Сочинение на тему: 'Учитель в наше время'
  • Психоаналитические афоризмы IX. - Франсуаза Дольто
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Ильина Лидия Владимировна. Врачам спасибо!
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Кому мы завидуем? Психология зависти
  • Приворот «Чёрное венчание»
  • Притча «Бодрствуйте»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Сенека. О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Притча «Девочка и одна подпись»
  • Притча «Полезный и бесполезный»
  • Чеглова И. А. Еще две игры



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь