Вебер Гунтхард. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 47588

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пример:
Однажды в группе была женщина, у которой в течение курса не раз возникал импульс выпрыгнуть из окна. Ее сценарной историей (см. стр. 238) была история про Красную Шапочку. «Красная Шапочка» — это в зашифрованном виде история о соблазнении дедушкой внучки. Я сказал ей об этом, но она сказала, нет, ей это ни о чем не говорит. А в последний день курса она входит и говорит: «Я отчетливо увидела всю сцену, я точно знаю, это был дедушка». Он все еще жил у ее матери и никак не мог умереть. Она предположила, что он обижал и ее мать. Она поехала домой, открыла дверь и сказала: «Я только хочу вам сказать, что я это знаю!», закрыла дверь и ушла. Теперь за последствия отвечают они, она теперь свободна.
Я часто использую еще одну маленькую личную интервенцию для девочек, которые стали жертвами подобной ситуации. Я рассказываю им одну строфу из баллады Гете:
Мальчик розу увидал... Он сорвал, забывши страх, Розу в чистом поле. Кровь алела на шипах. Но она — увы и ах! — Не спаслась от боли...
92
93
Если потом ребенок вступает в счастливое партнерство, это становится облегчением для виновного, если же он не позволяет себе потом счастья — это тоже запоздалая месть обидчику.
С другой стороны, отец не должен извиняться перед ребенком, это становится для ребенка очень тяжелым бременем. Но он может сказать: «Я сожалею» или «Я поступил с тобой несправедливо».
Решение — это всегда движение прочь. Борьба привязывает. Требование взять на себя ответственность позволяет отделиться от семьи по-хорошему. При вплетенности в вышестоящую систему, здесь — систему родителей, подчиненный должен отдать ответственность вышестоящим. Тогда он сможет оставить их и уйти.
Вопросы:
Ютта: Меня всегда удивляло, что, когда дело попадает в суд, решения это часто не приносит.
Б. X: Да, таким образом решения не найти. Тут следует учитывать один важный системный закон: когда кого-то из членов системы представляют исключительно в черном свете или лишают права на принадлежность, возникает системное нарушение. В этих случаях решение всегда заключается в том, чтобы снова принять исключенного в систему. Что я постоянно и делаю здесь на семинаре. Я становлюсь на сторону исключенных и злодеев.
Ханнелоре: То есть на то, что отец сделал с дочерью, наплевать?
Б. X.: Нет, не наплевать. Бывают ситуации, когда человек по своей вине утрачивает право на принадлежность к системе. Например, если он убивает или наносит опасные для жизни повреждения кому-то из членов собственной системы или насилует трехлетнего ребенка. Такой человек утрачивает право на принадлежность. Тогда уже не предпринимается никаких попыток снова его интегрировать.
Ютта: То есть, если к нам приходят дети и обнаруживается, что совершено изнасилование, то можно забрать детей у родителей, но не предъявлять им обвинений и не возбуждать дело в суде?
Б. X: Именно так! Верно! Родителей нельзя чернить перед ребенком.
94
Место терапевта
С системной точки зрения терапевт всегда старается объединиться с тем членом системы, который очерняется или демо-низируется. В момент работы терапевт должен дать виновному место в своем сердце. Самая большая опасность состоит1 в том, что терапевт станет участником «крестового похода» против отца, раз тот «такой порочный». Я спрашиваю себя и о том, откуда идет этот аффект, почему мы не можем посмотреть на это спокойно? Один этот аффект уже вызывает подозрение. Что-то здесь не так, иначе он не был бы таким сильным. Тут явно что-то переоценивается. Терапевты, вступающие в коалицию с жертвой, вычеркивают виновного из системы, чем способствуют ухудшению ситуации. Таковы последствия, и это уже чересчур.
Пример:
В группе терапевтов одна психиатр в полном негодовании рассказывала о том, что у нее есть клиентка, которую изнасиловал отец. Она по-настоящему вошла в раж и называла отца свиньей и подонком. Тогда я попросил ее расставить систему и самой встать в расстановку на свое место терапевта. Она встала рядом с клиенткой. Вся система на нее разозлилась и перестала ей доверять. Тогда я поставил ее рядом с отцом, после чего все члены системы успокоились и почувствовали к ней доверие.
Виновник и жертва находятся в переплетении, каком, ты не знаешь. Когда переплетение обнаружится, ты все поймешь. Тогда у тебя будут совершенно другие возможности, чтобы правильно с этим обойтись. Если я работаю с виновным, например, с отцом, я, конечно, конфронтирую его с его виной, это само собой. Но жертвы часто ошибочно исходят из того, что если они возьмут вину на себя или если «злодей» будет наказан, то у них что-то изменится. Однако жертва сама в любой момент может действовать, вне зависимости от того, будет ли другой привлечен к ответственности. Но ей нужно отказаться от мести.
Адриан: Джей Хэйли и Клу Маданес велят виновному встать перед жертвой на колени и поклониться. Но жертва не обязана это принять.
95
Б. X: Я бы сделал наоборот. Я бы велел жертве склониться перед виновным. Судя по твоим словам, терапевты находятся на стороне жертвы, а это, как уже было сказано, наихудшая позиция для терапевта.
Йене: Существует ли какая-нибудь высшая точка зрения, почему эта тема так часто всплывает именно в это время?
Б. X: Ну, если хочешь... Ведь в таких семейных ситуациях жена злится на мужа, она отказывает ему в интимной близости и в то же время ищет оправданий для своей злости. Она находит такую причину, когда муж совершает инцест. Для жены это триумф. Сейчас такие семейные ситуации предаются гласности. Тогда речь идет уже не о жене и муже, а о женщинах и мужчинах. Это ни к чему хорошему не приводит. В заложниках оказываются жертвы. Они, так сказать, становятся пушечным мясом в этой борьбе за власть. Им все это абсолютно ничего не дает.
9. Родители и дети
как роковое сообщество
Родители и дети вместе составляют роковое сообщество, где каждый так или иначе зависит от другого, где каждый должен по возможности вносить свой вклад в общее благо, где у каждого есть свои обязанности. Здесь каждый берет и каждый дает. Поэтому в семье, когда появляется такая необходимость, дети тоже должны давать. Родители могут даже потребовать, чтобы дети давали, а дети могут давать и по собственной инициативе.
Постоялый двор
Человек странствует по дорогам своей родной страны. И все здесь кажется ему знакомым, он бродит с ощущением безопасности и легкой грусти. Поскольку многое так и осталось для него сокрытым, снова и снова ему случалось упираться в запертые двери. Он был не раз готов оставить все и уйти прочь отсюда, как можно дальше. Но что-то все-таки его держало, как будто он боролся с неким незнакомцем, с которым не мог расстаться, не получив сначала его благословения. Поэтому он чувствует себя в плену между Вперед и Назад, между Остаться и Уйти.
96
Он приходит в парк, садится на скамейку, откидывается назад, глубоко вздыхает и закрывает глаза. Он позволяет ей быть, этой долгой борьбе, он полагается на внутреннюю силу и чувствует, как успокаивается и уступает, так же, как уступает ветру камыш, в согласии с многообразием, широким простором и долгим временем. Он видит себя открытым домом. Кто хочет в него войти, тот может войти, и каждый, кто приходит, приносит что-то, ненадолго остается и потом уходит. Поэтому здесь постоянно кто-то приходит, приносит, остается и уходит. Пришедший сюда впервые приносит что-то новое, оставаясь здесь, стареет, а когда приходит время, он уходит. В его открытый дом приходят также много незнакомцев, кто долго был забыт и исключен, и они тоже приносят что-то, остаются ненадолго и уходят. Приходят и плохие люди, которым он предпочел бы указать на дверь, и они тоже приносят что-то, как-то притираются, на некоторое время остаются и уходят. И кто бы ни пришел, встречает здесь других, пришедших до него и приходящих после. Поскольку их здесь много, то каждому приходится делиться. У кого есть свое место, у того есть и свои границы. Кто чего-то хочет, тот должен, в том числе и подчиняться. И каждый, кто пришел, имеет право проявлять себя, покуда он остается. Он пришел, поскольку ушли другие, и когда придут другие, он уйдет. Так что в этом доме всегда достаточно и времени, и места для всех. Сидя вот так, он чувствует себя комфортно в своем доме. Он знает, что един со всеми, кто приходит и приходил, приносит и приносил, оставался и остается, уходит и уходил. И словно то, что было не завершено, теперь исполнилось; он чувствует, как борьба подходит к концу и становится возможным прощание. Еще немного ждет он подходящего момента. Затем он открывает глаза, оглядывается еще раз, встает и уходит.
IV. О ТОМ, КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ
И НЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ
ОТНОШЕНИЯ В ПАРЕ
1. Как мы становимся мужчинами и женщинами
Что нужно делать, чтобы научиться развивать собственный пол, чтобы его принимать, признавать и ему соответствовать? Начнем с мальчиков. В детстве мальчик находится в сфере влияния матери, от нее он узнает, что такое женственность. Оставаясь там, он воспринимает женское сверх меры, и оно заполоняет его душу. Это мешает мальчику принять отца, мужское начало в нем сужается и чем дальше, тем больше пропадает. В сфере влияния матери из сына зачастую получается лишь юноша, но не мужчина, покоритель сердец, любовник, но не муж. Чтобы стать мужчиной, он должен справиться с искушением самому стать женщиной и избавиться от иллюзии, что он может быть женщиной. Поэтому он должен отказаться от первой женщины в своей жизни и достаточно рано перейти из сферы влияния матери в сферу влияния отца. Он должен оторваться от матери и встать рядом с отцом. Для сына это огромный отказ и коренной перелом. Раньше этот переход осуществлялся осознанно при помощи ритуалов инициации. После них мальчик уже не мог вернуться обратно к матери. В нашей культуре переходный момент отделения от матери происходил, когда юноша призывался на военную службу. Там юноши превращались в мужчин. Сегодня они могут пройти альтернативную службу и остаться за это маменькиными сынками.
Рядом с Отцом сын становится мужчиной, который отказался от женского в себе. Тогда он может предоставить женщине дарить ему женское, и тогда складываются надежные, прочные отношения.
98
Дочь тоже сначала находится рядом с матерью и интенсивно ее воспринимает, но иначе, чем сын. Она тянется к отцу. Первое знакомство с мужским началом происходит в отношениях с отцом, и мужское очаровывает ее. Если она остается в сфере влияния отца, ее душа переполняется мужским. Тогда она сможет стать лишь девушкой, но не женщиной,- возлюбленной, но не женой. Позже она не сможет полноценно подойти к другому мужчине, ценить его и обращаться с ним как с равным.
Чтобы стать женщиной, девочка должна отказаться от первого мужчины в своей жизни, то есть отца, отойти от него, вернуться к матери и встать рядом с ней. Там она превратится в женщину и позже тоже найдет своего мужчину, которому сможет позволить дарить себе мужское. Это прямо противоположно нарциссическому представлению о том, что женщина должна сама развивать в себе мужские качества.
Лучший брак тот, где папин сын женится на маминой дочери. Но часто случается так, что папина дочка выходит замуж за маменькиного сынка. Тогда в браке возникают проблемы, в нем отсутствует напряжение и сила. Так что тема отказа возникает уже довольно рано. Думаю, где-то в возрасте шести-семи лет. Правда, доказать я это не могу, никаких научных исследований на этот счет не существует.
Ларе: Да все это уже было., все эти эдипы-шмедипы. В чем тут разница?
Б. X.: Это как раз совсем другое. Тут ты ошибаешься. Я описал некий процесс, а ты сводишь его к чему-то знакомому. Стоит тебе сказать «эдип», и процесс ускользает, динамика внезапно останавливается. Когда речь идет о познании нового, важно идти вместе с динамикой, тогда точно чувствуешь, где ты прав, а где нет. Таков путь познания. В ином случае в моем распоряжении оказываются одни слова, а этого слишком мало, прежде всего для того, чтобы кому-нибудь помочь.
Пример:
Мимо тебя едет на велосипеде человек, и ты ему говоришь: например, психоаналитической направленности или групп, орй" ентированных на групповую динамику, она отличается главным образом тем, что ориентирована на ведущего. Работая с° всеми по очереди, ведущий не допускает взаимных толкований и интерпретаций со стороны членов группы. Те члены rpyni№1> кто в данный момент не занят в качестве заместителей в семей" ной расстановке, являются участвующими наблюдателями. В° время подобных кругов ведущий редко работает с одним чеЛО" веком дольше десяти минут.
Б. X.: В группах, ориентированных на групповую динамйКУ> каждый может «навесить» каждому любую интерпретацию- " них каждый, так сказать, отдан на произвол каждого. Если члены группы не являются сильными личностями, которые спо собны не растеряться, они оказываются втянуты в группово процесс, который приводит к общей обороне. Тогда многие процессы оказываются исключенными из круга обсуждаемых тем-
В групповой динамике некоторые законы возводятся в абсолют, например: «Что-то может быть сделано только в том случае, если с этим согласны все». Согласие важно, но в каче стве догматического требования становится помехой. Прин-цип Рут Кон «нарушения имеют приоритет» полезен, но если его абсолютизировать, то любой участник может мешать всей группе. В особенности возражения тех, кто сам работать не хочет, блокируют тогда весь процесс.
211
Метод круга позволяет предотвратить любое взаимодействие участников группы между собой. Тогда никто ни к кому не может придраться. Никто никого не ставит под сомнение, никто никого не может ни хвалить, ни ругать. Потому что и то, и другое плохо. Здесь каждый предстает в своей инаковости и своеобразии. Это позволяет каждому быть уверенным в том, что он может предъявить свой запрос и он будет под защитой.
Благодаря такому уважению к индивидуальному и такой доброжелательной и исполненной любви позиции возникает неосознанная общность, которая обладает намного более духовным качеством, чем это возможно в групповой динамике. Это тоже своего рода групповая динамика, но такая, которая прерывает влияние сопротивления группы. Плохо только, что потом участники группы сидят вместе за столом и наверстывают упущенное, вставляя прибереженное на потом словечко.
Далее приводится запись круга, проведенного в первой половине третьего дня шестидневного семинара. В начале круга была сделана расстановка родительской семьи одного из участников, и высказывания первых участников относятся преимущественно к этой расстановке. Итак, запись начинается во время круга.
Сара: Как-то на прогулке у меня был такой случай. Я шла вдоль ручья, и вдруг у меня возникло ощущение, что я в чем-то провинилась. Это было очень серьезно: я провинилась. Затем я взбежала на гору и вышла из леса, и вдруг стало очень светло, и мне становилось все легче, и туман как раз тоже поднимался над землей. (Размышляет.)
Б. X: Я бы хотел прокомментировать этот процесс. Когда человек признаёт и принимает свою личную вину, он перестает ее ощущать, она превращается в энергию к действию. Я знаю о вине, но я ее не чувствую. Чувство вины возникает тогда, когда человек отказывается действовать в соответствии со своей виной. Тогда он оказывается отрезан от той силы, которая идет из вины. Если человек признает свою личную вину, он обретает важный источник сил для того добра, которое он сделает потом. Поэтому твой образ прекрасен. Ты что-то признала и приняла, и тебе стало легче. Остается только сила. Теперь ты можешь сделать то, что раньше не могла.
212
Если я делаю что-то во искупление, это ограничивает. Если же я делаю что-то на основе силы вины, то это тоже возмещение, но совершенно иного рода. Это, например, то, что примиряет жертв с преступниками, когда из жертвы, которая от них потребовалась, происходит что-то, что приносит другим благословение. После такого высказывания, как твое, Сара, клиентам я бы уже ничего говорить не стал, потому что все важное уже произошло.
Существует знаменитая история о сивиллах, хранящих мудрость и тайны мира. Они записаны в таинственных книгах, а те заперты в некой пещере. Если кто-нибудь откроет пещеру, книги обратятся в прах. Самое главное ускользает от любопытных глаз, великие тайны хранят себя сами.
Анджела: Меня интересует сосредоточенность. На эту тему мне вспоминается один трактат о молитве, в котором перечисляются пять признаков молитвенного состояния: спокойствие, сосредоточенность, благодарность, ответственность и еще кое-что — вера. Мне понравился и этот трактат, и эти понятия, и я постоянно задаю себе вопрос: как узнать об этой сосредоточенности? И постоянно возникает страх...
Б. X.: Я тебе кое-что на это отвечу. Некоторые люди закрывают глаза, чтобы стать пустыми, и называют это сосредоточенностью — странно! Сосредоточение происходит, когда я открываю глаза, вбираю в себя всю полноту мира и даю ей во мне упорядочиться. Вот это сосредоточенность. Согласна? Еще что-нибудь, Анджела?
Анджела: Нет, этого достаточно.
Йозеф: Я переполнен мыслями и чувствами и передаю слово
дальше.
Рут: Я тоже.
Экхард: Я тоже думаю о том, что ты сказал Саре.
Б. X.: Я не верю тебе, Экхард!
Экхард: Мне нехорошо (пожимает плечами).
Б. X.: Да, ты что-то замышляешь.
Экхард смотрит себе под ноги, долго молчит.
Б. X.: Если ты когда-нибудь покончишь с собой, что будут делать твои дети? Найти решение — твой долг перед живыми. (Молчание.) Я расскажу тебе одну историю (используется история со стр. 170 в расширенной форме).
213
Одному мужчине приснилось ночью, что он услышал голос Бога, который ему сказал: «Встань, возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».
Наутро мужчина встал, посмотрел на сына своего единственного, которого любил, посмотрел на жену свою, мать ребенка, посмотрел на своего Бога. Он взял ребенка, повел его на гору, построил алтарь, связал ему руки, достал нож и хотел его убить. Но тут он услышал другой голос и вместо сына зарезал овцу.
Как посмотрит сын на отца?
Как посмотрит отец на сына?
Как посмотрит жена на мужа?
Как посмотрит муж на жену?
Как посмотрят они на Бога?
И как на них посмотрит Бог — если он существует?
Другому мужчине приснилось ночью, что он услышал голос Бога, который сказал ему: «Встань, возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».
Наутро мужчина встал, посмотрел на сына своего единственного, которого любил, посмотрел на жену свою, мать ребенка, посмотрел на своего Бога. И сказал в ответ Ему в лицо: «Я не сделаю этого!»
Как посмотрит сын на отца?
Как посмотрит отец на сына?
Как посмотрит жена на мужа?
Как посмотрит муж на жену?
Как посмотрят они на Бога?
И как на них посмотрит Бог — если он существует?
И еще одному мужчине приснилось ночью, что он услышал голос Бога и так далее. Он встал, посмотрел на своего сына и так далее, повел его на гору, построил алтарь, достал нож и убил его. Вернувшись домой, он покончил с собой.
Мой комментарий: Бедный ребенок. (Молчание.) Искупление — часто подмена ответственности и вины. Оно так же плохо, как сам поступок, и примитивней, чем действие. Так,
214
Экхард, нотацию я тебе прочитал. Что-нибудь еще? (Экхард качает головой.)
Б. X.: Хорошо! Ирена, что у тебя?
Ирена: Во время медитации я осознала, что получила имя рано умершего ребенка моей бабушки. У меня такое ощущение, что я всегда ношу что-то с собой.
Б. X: Да ну что ты! Но если тебе это важно... Для подобных ситуаций есть одно заклинание. То есть я нашел несколько заклинаний, которые просто действуют. Когда обнаруживаешь такую фразу, это как большой подарок. Во всяком случае, когда ко мне вдруг приходит такая фраза, я воспринимаю это как огромный подарок. Та фраза, которую ты можешь сказать, звучит так: «Дорогая Ирена, ты умерла...» Ирена (слегка усмехаясь): А я жива...
Б. X.: Нет, чтобы я тебе ее сказал, ты должна быть серьезной, иначе я замолчу. (Молчание.) Она упустила этот шанс, теперь я не имею права ей этого сказать. Ну, хорошо, идем дальше.
Ларе: Меня тоже очень тронула ситуация Бенно, она заставила меня задуматься, а еще у меня уже некоторое время болит голова.
Б. X.: Так тебе и надо. Ларе: Как скажешь.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Поморцева Ольга Александровна. Песочная терапия в практике педагога-психолога.
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Гроза Оксана Ивановна. Эссе — Гроза Оксана Ивановна
  • Гойдина Светлана Николаевна. «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Ф.Е.Василюк ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ К ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Шарфф Д. Игровая семейная терапия.
  • Сотникова Лилия Ивановна. Эссе — Сотникова Лилия Ивановна
  • Микаэлян Л.Л. Эмоционально-фокусированная супружеская терапия. Теория и практика
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Лэндрет Г.Л. Игровая терапия, центрированная на ребенке: Работа в группе
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Юрская Ирина Николаевна. Презентация рабочей программы для детей подготовительной к школе группе «Семицветик»
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика
  • Ястребова Лариса Николаевна. Из опыта организации работы с родителями дошкольников, изучающих английский язык
  • Янг-Айзендрат П. Консультирования семейных пар
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста «План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Весна»
  • Дульзон А.А. Разработка управленческих решений
  • Тимофеева С. Использование зеркала Гезелла при подготовке системных семейных психотерапевтов
  • Сост. Богатырев С.В. и др. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по математике 2011
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Либермайстер Свагито Р. - Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство
  • Исаева Ольга Сергеевна. Программа повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Управление методической работой в ДОУ»
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Фаррелли Ф., Брандсма Д. - Провокационная терапия
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Шевченко Ирина Николаевна. Арттерапия как средство укрепления здоровья дошкольников
  • Терапия; therapy
  • Акирова Эльвира Шамильевна. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста» «Хлеб — всему голова»
  • Профессия психолог
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Гусаковский В.Е., Соковнина М.С. Основные принципы психологического консультирования в образовани
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь