Аверьянов Л. Я. Социология. Что она знает и может.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 16314

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Решая производственные вопросы, социологи, естественно, вышли на социальные факторы, которые оказывали влияние на эффективность работы предприятия и каждого работника. Этих факторов было много, но в конечном итоге круг их более или менее определился.
На массе данных конкретных социологических исследований было доказано, что нельзя рассматривать работника функционально, только как элемент той или иной производственной ситуации. Выполнить свою производственную операцию успешно, с высоким уровнем качества, способен только работник, который обладает возможностью раскрыть себя как личность. Поэтому необходимо подходить к нему, учитывая все богатство его личных характеристик, ибо любая деятельность есть выражение его личных качеств и т. д. Важно, что социологи решали эти проблемы, исходя не из общих деклараций о важности человека, личности на производстве и в обществе, о которых постоянно кричали все плакаты и лозунги, а шли от исследований человека. Социологи, обращаясь со своими вопросами к десяткам и сотням рабочих, инженеров, руководителей, служащих с неизбежностью выходили на их нужды и неудовлетворенные потребности, выходили на реальные социальные проблемы и соответственно их влияние на эффективность труда. Осуществляя поиск условий, влияющих на повышение эффективности труда, социологи определили причины, воздействующие на человека, стимулирующие или тормозящие его творческую деятельность, его инициативу и т. д. Соответственно, социологи вышли на узловой момент, который определяет всю структуру деятельности социальной группы — на систему взаимоотношений людей и социальных групп или социальные отношения.
Правда, для заводских социологов осознание важности изучения социальных отношений первоначально проявилось в исследованиях межличностных отношений, морально-психологического климата в коллективе. Идея оказалась простой, но довольно продуктивной. Исследования показывали, что чем лучше отношения в коллективе, тем лучше человек работает, и если отношения между членами коллектива плохие, а тем более конфликтные, тем хуже рабочие трудятся и, соответственно, ниже эффективность труда всего подразделения. Отношения дружбы, симпатии, взаимодоверия вот основные характеристики хорошего микроклимата в коллективе. Но социологам еще предстояло понять, откуда появляются дружба и симпатия, вражда и конфликты. Они только увидели, насколько важны эти отношения для работы и что их можно определенным способом регулировать, в основном специальным подбором людей, симпатизирующих друг другу. И этого чаще всего оказывается достаточно, чтобы какое-то, правда, довольно короткое время, подразделение начало хорошо работать. С удивительной закономерностью примерно через полгола, опять образуется та система отношения, которая является естественной для любого коллектива, т. е. система симпатий и антипатий, конфликтов и противоречий. Естественным путем возникают отношения, которые определяются системой более общего порядка. Уже потом было понято, что отношения дружбы и симпатии — есть выражение более сложной системы отношений.
Обнаружив это, социологи, пошли дальше и в серии исследований нащупали и проверили еще одну систему производственных отношений, а именно отношения между руководителями и подчиненными как двумя социально-профессиональными группами. Оказалось, что здесь кроме отношений чисто дружеских или деловых, имеются и другие отношения, например, политические. В данном случае имеются в виду отношения взаимной ответственности и наличие не только обязанностей друг перед другом, но и прав, а соответственно, и разделение полноты власти. Понимая насколько важны для работы предприятия отношения между этими группами, социологи стали активно исследовать, прежде всего, уровень доброжелательности и доверия между ними, содержащий в себе всю или достаточно полную совокупность действий по отношению друг к другу. Например, забота администрации об условиях труда и быта рабочих, включение последних в управление производством и общественными делами, активное их участие в общественной жизни, компетентность руководства и профессионализм рабочих и т. д.— все это позволяло определить в свою очередь характер и уровень взаимной ответственности. Если этот уровень достаточно высок, то задачи предприятия решаются успешно, если же отношения конфликтные, то и общие задачи решаются плохо или совсем не решаются.
Исходя из этого, социологи выработали целую серию рекомендаций, которые позволили успешно решать эти проблемы. Например, исследования показывали, что напряженность между администрацией и рабочими часто возникает в результате недостаточной информированности последних о деятельности руководства. Нередко именно из-за этого возникают слухи и домыслы, часто носящие негативный характер, что приводит к росту недоверия друг к другу. Двусторонняя система информированности о деятельности администрации и коллектива в целом, позволяет в ряде случаев снять напряженность.
Но далее социологи показали принципиальное значение установление отношений и между профессиональными, квалификационными, половозрастными и другими группами, например, между молодыми и кадровыми рабочими, квалифицированными и неквалифицированными, между работниками различных подразделений и т. д. Самым главным следствием этих исследований был вывод о том, что в социальном управлении не столько важно удовлетворение тех или иных специфических интересов, каждой из этих групп, сколько установление строго определенных отношений, что стало, в конечном итоге, основным принципом социологических исследований.
Таким образом, решая социологическими методами социальные проблемы общественного производства, проблемы повышения производительности труда и т.д., социологи неизбежно должны были обратиться к производственным отношениям, которые часто называют человеческими отношениями. Правда, не всегда это осознавалось полностью и не всегда явно проявлялось как четкая ориентация на изучение именно производственных отношений. Нередко все это решалось на уровне здравого смысла. Но здесь важно подчеркнуть основную направленность социологической мысли и социологической практики, а именно направленность к человеку, к его отношениям с другими людьми.
Однако система отношений в коллективе оказалась намного сложнее, чем это представлялось сначала, а главное, она выходила далеко за пределы производственных отношений. Социологи вышли на понимание того, что решение многих производственных задач находится далеко за проходной завода, например, в непроизводственной сфере, в семейных отношениях и во всем комплексе не производственных отношений и социальной деятельности. Примечательно, что если исследования проводились на предприятии, то применялся термин «человеческие отношения», но если исследование выходило за стены предприятия, то использовался термин «социальные отношения», охватывающие все типы социальных отношений — и производственных, и непроизводственных.
В этом плане, как уже говорилось, социологическая практика ушла намного дальше социологической теории. В то время как социологи-теоретики раздумывали, чем должна заниматься социология, и строили всякие мысленные и не мысленные конструкции, примеряя в качестве предмета социологии всевозможные социальные феномены и миражи, социологи-практики, работавшие непосредственно на производстве, решали социологическими методами социальные проблемы производства и повышения эффективности труда, сконцентрировав все свое внимание на системе производственных отношений.
Естественно, перед социологами встал вопрос: «Что же представляют собой социальные отношения, какова их природа и сущность, каким образом их можно исследовать, какое конкретное выражение они имеют, какова их структура?». Эти вопросы оказались сложными, но, не решив их, нельзя было двигаться дальше.

НОВЫЕ АКЦЕНТЫ В СТАРЫХ ПРОБЛЕМАХ

Хотя о социальных отношениях как предмете или возможном предмете социологии говорилось давно, возможно с того времени, когда понятие «социология» прозвучало в положительном контексте, тем не менее в нашем идеологизированном и элитаризированном обществе, где основные споря ведутся за приоритет не столько в научной, сколько в должностной иерархии, эти высказывания потонули в общем хоре социологических дилетантов от большой науки. Вряд ли их особенно беспокоили научная истинность и развитие отечественной социологии.
Когда к мыслям о социальных отношениях как предмете социологии стала подталкивать практика, об этом заговорили более настойчиво и социологии-теоретики, хотя и не очень определенно. Например, в 1977 г. на немецком и в 1980 г. на русском языках вышла работа немецких социологов: «Основы марксистско-ленинской социологии», в которой, в частности, авторы утверждали, что «... марксистско-ленинская социология— это социальная наука, исследующая структуру и развитие человеческого общества как систему социальных отношений, структуру и развитие общественно-экономических формаций и их элементов, а так же источники социальной активности классов, групп и индивидуумов в обществе»13 . В этом определении, наряду с традиционным подходом, официально введено и понятие «социальные отношения».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • Дэсмонд Моррис. Одежда и социология
  • Ионин Л.Г. Социология культуры.
  • Руткевич Е. Д. Феноменологическая социология знания.
  • Пауэр Д. Об опробовании чего-то нового: усилие и осуществление на практике в психоаналитическом изменении
  • Притча «Вред концепций»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Романов И.Ю. Психоанализ, общество и психоаналитики
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Калмыкова Е.С. Реконструкция психической травмы: восстановление связи времен и событий
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Мария Гуляко. «Безумен и особо опасен» — стигматизация душевнобольных и мифы, транслируемые СМИ
  • Фромм Э. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ
  • Социологос. Общество и сферы смысла – автор неизвестен.
  • Георгий Почепцов. Слухи и анекдоты при переходе от книжного мира в мир интернета
  • Пелевин Виктор. ИВАН КУБЛАХАНОВ
  • 10 признаков умных людей
  • Шопенгауэр А. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Гараджа В.И. Социология Религии
  • Королькова Е.С., Рутковская Е.П. ЕГЭ 2018. Обществознание. Тематический тренажёр: Человек и общество. Экономика. Социология. Политика. Право
  • Пять законов глупости
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Мария Эндель. Проблема происхождения Каббалы и основные концепции круга "Сефер hа-ийун"
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Невович Н.Е. Процессуальная психотерапия женщин-жертв сексуального насилия.
  • Притча «Он и Она»
  • Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Человек и общество. Экономика. Социология. Политика. Право. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Притча «Жена Насреддина»
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Социология на службе пропаганды
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Болезнь философии»
  • Эрих Фром говорил…
  • Кое-что об отношениях людей
  • Притча «Мастер Притч»
  • А.В. Юревич, М.А. Юревич. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Георгий Почепцов. Меметическая война, или В поисках «арифметики» разума



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь