Аверьянов Л. Я. Социология. Что она знает и может.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 7658

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ
• НАУКА, КОТОРАЯ ВСЕМ НУЖНА
• КАКОЕ ОБЩЕСТВО ИЗУЧАЕТ СОЦИОЛОГИЯ
• СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
• СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Это книга о социологии, как ее понимает автор, о ее месте в системе гуманитарных наук, о том, чем должна заниматься и что она знает о самой себе и об обществе, о социальных отношениях и о людях, ради которых она создавалась и существует. Это книга, наконец, о том, что же социология может дать обществу, его институтам, организациям и предприятиям.
Работа написана в жанре научной публицистики и рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся социологией.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена социологии и прежде всего ее роли в общественной жизни, поискам своего места в системе обществознания, рассказывает о том, как социология боролась за право быть наукой и за право быть полезной обществу. Эта работа о начальном периоде становления отечественной социологии 50—80 годов. Конечно, читателям не надо рассчитывать на полное и всестороннее описание отечественной социологической мысли. По всей видимости это дело будущего, сейчас этому не пришло время, много еще надо узнать, понять, по новому переосмыслить прошлые события. Скорее всего книгу можно назвать кратким экскурсом в историю социологии, описания периода ее становления и практической сферы приложения социологического знания.
Однако, возможно, читателям будут интересны те страницы книги, которые посвящены природе социальных отношений как предмету и объекту социологии и социологических исследований. В общем-то, это относительно новый подход к поиску предмета социологии, и как кажется, позволяющий более четко определить область социологического знания. В книге проводится мысль, что задача социологии заключается прежде всего в том, что она должна заниматься исследованием наиболее общих законов социальных отношений. Конечно, это будущее социологии, но сегодня важно понять куда идти и что искать, а не ползать в потемках, как это вынуждено делали социологи раньше.
Кроме того в работе рассматриваются такие вопросы, как роль социологии в получении социальной информации, проблемы социальной диагностики, задачи социального моделирования и социального проектирования, исследуются некоторые аспекты социальной напряженности.
Работа рассчитана на специалистов-социологов, студентов, начинающих социологов и широкий круг читателей. Автор надеется, что каждый прочитавший ее найдет в ней что-то для себя интересное и полезное.


Глава 1. ОБЩЕСТВУ НЕОБХОДИМО СВОЕ ЗЕРКАЛО
ВЫДУМАННЫЙ МИР КРИВОГО ЗЕРКАЛА

В течение долгих десятилетий наше общество было не только вне научного анализа, но даже вне критики. Это удивительно, но факт. В эпоху величайших социально-политических преобразований и больших достижений в науке, технике, культуре, когда человечество стремительно несется в неизвестное, и любой неверный шаг может не только затормозить развитие общества, но и выкинуть его на обочину мирового прогресса, более того — поставить под вопрос само его существование, ни одно общество не может себе позволить такой роскоши.
Наше общество себе это позволило. Хуже всего то, что мы не только отказались от объективного анализа, но и тщательно оберегали себя от всего того, что могло бы показать наши недостатки и выставить не в том свете, в котором хотели бы себя видеть. Долгое время мы отказывались смотреть на себя со стороны критическим взглядом. Мы не позволяли даже высказать сомнение в правильности нашего развития. Раз и навсегда принятая концепция социализма, как некое священное писание, понималась как изначально истинная, пригодная для всех времен и народов, и никакой критике и пересмотру не подлежала.
Общество менялось, а концепция оставалась неизменной, и ее основные положения не подвергались даже сомнению. Неумение и нежелание анализировать реальность, привели к резкому разрыву концептуального представления, как должно быть с тем как есть на самом деле.
Общественные науки в нашей стране превратились в догматические и схоластические теории, развивающиеся только в рамках концепции социализма и никоим образом не обращающиеся к действительности. Из реальной жизни выхватывались только отдельные факты, чтобы подтвердить правоту своих и общих концептуальных построений. Таким образом, сложился целый мир псевдодействительности о социализме. Советские обществоведы, даже лучшие их представители, являлись соответственно величайшими специалистами в изучении этой псевдодействительности, специалистами по изучению написанной действительности, знатоками псевдонаучной литературы, официальных документов, но почти ничего не знающих о том, что творится в реальном мире. Начавшаяся перестройка (в 1985 г.) общественного сознания и общественно-политической жизни хорошо показала их детскую беспомощность перед реальной жизнью, неспособность к объективному анализу действительности, происходящих событий и соответственно выработки альтернатив социального развития нашего общества.
Запретив не только критиковать концепцию научного социализма, власть имущие заставляли обществоведов постоянно ее восхвалять. Их заставляли быть услужливым зеркалом и наши общественные институты послушно восхваляли наше общество как «самое передовое и самое прогрессивное», как общество всеобщего благоденствия, а руководство как «самое мудрое». Это не вина наших обществоведов, это трагедия людей, которые имели склонности, желание и способности к общественным наукам. Им не дали реализоваться, и не они виновны в том теоретическом хаосе, который сейчас творится и в обществе, и в обществознании.
А что же делалось с реальными проблемами и противоречиями, с неявными недостатками и явными провалами в экономике, политике и пр.? Да ничего, их просто не замечали, замалчивали, делали вид, что их не существует, представляли их как частные издержки, несущественные недоработки, временное явление и т. д. Их представляли «в принципе» не противоречащими общей генеральной линии, т. е. общей концепции социализма, а только как частные недоработки или извращения. А тех, кто пытался указать на вопиющие несоответствия декларируемого и реального положения дел, того уничтожали физически, экономически, нравственно, духовно — арсенал средство здесь был хорошо отработанный.
И произошло то, что и должно было произойти. Мы стали привычно жить как бы в двух мирах, в двух измерениях. В одном иллюзорном, умозрительном мире, логически не противоречивом и, я бы сказал, красивом, стройном и даже изящном обществе, но по существу далеком от реальности. Этот мир нам постоянно вбивали в голову книги, газеты, радио, учебники и пр. В этом мире мы постоянно восхваляли руководство страны и свое непосредственное начальство за мудрые решения и блестящие достижения, которых не было. Существовал и другой, реальный мир, где мы работали, кушали, решали повседневные проблемы. Когда нам не хватало продуктов или каких-либо вещей, мы действовали в соответствии с законами реальной жизни, или так называемой теневой экономики, а вернее теневой реальной жизнью, и все, что надо было нам, доставали. В одном мире жизнь шла по законам движения объективной реальности, а в другом — только по законам этого выдуманного мира.
Все было бы ничего, и разумный человек, искушенный в житейских перипетиях, очень хорошо представлял, как надо действовать, что, где достать, чтобы обеспечить сносное (а нередко и более чем сносное) существование. Надо сказать, что многие хорошо с этим справлялись и успешно жили в обоих мирах. Но в целом для общества то, что мы стали жить в двух мирах, в двух измерениях, оказалось не таким уж безобидным делом. На этих умозрительных логически отработанных схемах, которые и в самом деле были очень непротиворечивыми, симпатичными и даже изящными, но по существу нежизнеспособными, мы воспитывали целые поколения, им преподносили эти схемы как концепции своего личного и в целом государственного развития, выдавая их за реально существующие. И делалось это настолько успешно, что выдуманный мир для них становился самой настоящей реальностью. Именно таким наше общество они видели и именно таким хотели его иметь. Тем самым был определен жизненный путь и жизненная концепция не одного поколения советского общества.
Не входя в реальный мир и жестко сталкиваясь с реальными законами, по которым надо жить, а не мечтать, и после множества ошибок и нередко и трагедий, приходило понимание, что он совсем не такой, каким его рисовали старшие товарищи, наши вожди и учителя. Все это нередко приводило к стрессовому состоянию, к смешению понятий и невозможности понимания реального мира.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Руткевич Е. Д. Феноменологическая социология знания.
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Дэсмонд Моррис. Одежда и социология
  • Ионин Л.Г. Социология культуры.
  • Бауман 3. Философия и постмодернистская социология.
  • Социологос. Общество и сферы смысла – автор неизвестен.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Колташов В.Г. За тенью сознания.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Евгений Ильин. Кому больше доверяют. Психология доверия
  • Перин Роман. Психология национализма.
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социология на службе пропаганды
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Михель Гофман. Виртуальный человек
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Сергей Змеев. Типовые шаблоны отношений с деньгами. Принципы инвестирования
  • Романов И.Ю. Психоанализ, общество и психоаналитики
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «БЕЗОПАСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
  • Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. Выборочные главы.
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Дескриптивное
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Шелер М. Положение человека в Космосе.
  • Рамиль Гарифуллин. Психология и философия шизофрении
  • Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для 11 кл.: профильный уровень и др.
  • Фромм Эрих - Иметь или быть
  • Лактина Елена Валерьевна. Проект «Моя семья»
  • Георгий Почепцов. Сталин как главный шаман СССР
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Адлер А. Наука жить.
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Несмелов В. НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ
  • Йегуда Ашлаг. Четыре мира
  • Филипова Елена Владимировна. Проект «В гостях у сказов дедушки Бажова»
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Эго; Ego; Ich
  • Приворот белой магии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь