Аверьянов Л. Я. Социология. Что она знает и может.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 16265

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Мы много говорим о регулировании социальных отношений, об управлении социальными процессами, выработке оптимальных социальных решений и т. д. Но существует целая серия очень трудных вопросов, которые, к сожалению, не получили своего разрешения. Что такое регулирование? Рада чего оно осуществляется? Кто должен регулировать отношения? Нужно ли их регулировать? Из-за слабого развития социологии и науки об управлении, которая долгое время понималась как волюнтаристское управление, эти вопросы не только не ставились, но даже не подразумевались. И сегодня процесс управления обычно решается весьма примитивно, с позиции возможного и обязательного его регулирования.
Мы недооцениваем роль социального регулирования на уровне общества и всегда подходим к этому делу как к некоторому благу. Хотя само понятие социального регулирования еще далеко неопределенно, но уже сегодня можно говорить о том, что это не простое дело и не всегда с известными результатами. По всей видимости, есть определенные рамки реального вмешательства в социальные процессы, за пределами которых наступают непредсказуемые последствия. «Аксиомой современного экологического сознания стала мысль о том, что к процессам, происходящим в природе, к природным системам надо подходить с крайней осторожностью, помня, что радикальное вмешательство в них приводит к катастрофическим или во всяком случае непредсказуемым результатам. Не следует ли социальному и историческому сознанию подняться на этот же уровень? Согласно марксистской теории, общественное развитие есть естественно исторический процесс более сложный, чем природные процессы. И системы, задействованные в нем, так же гораздо сложнее природных систем. Не логично ли заключить, что к ходу развития общества и саморегулированию социально-экономических механизмов следует относиться с еще большей осторожностью, .чем к процессам, происходящим в природе? Быть может, роль человека в истории должна, в частности, заключаться в осознании и осуществлении этой истины? Исторический опыт свидетельствует, что попытки глобальных трансформаций, неизбежно основанные на учете лишь небольшой части бесчисленного множества связей, а иногда и на чистом энтузиазме или фанатизме, приводят, как правило, к самым неожиданным, нередко негативным результатам» .
Сегодня мы можем привести примеров необдуманного вмешательства в те или иные аспекты социальной жизни, например, в жизнь деревни, последствия которой хорошо известны.
Изучение социальных отношений показало, что, познав законы социальных отношений, можно решать многие жизненно важные проблемы, решать довольно успешно, во всяком случае, с точки зрения осуществления производственных задач. Естественно, возникают предложения и желание, что если познать эти законы на глобальном уровне, то можно решать самые сложные проблемы и задачи общества.
Но система управления поставила и другие проблемы. Оказывается, управление может протекать по различным принципам, с различными исходными посылками и с различными задачами. Усложнение системы управления показало не только необходимость управления, но и необходимость понимания основных принципов управления и регулирования социальных отношений.
Мы долго понимали управление только на уровне командования. И мы видим к каким печальным последствиям это привело. Можно представить к каким неожиданным социальным последствиям может привести расширение арсенала средств управления, познания глубинных законов протекания и развития социальных отношений.
Сегодня социологи научились регулировать социальные отношения только на микроуровне. Но чем больше человек знает и в этой области, тем опаснее становится эта наука. Перед учеными, в том числе перед социологами, уже стоит эта проблема и с каждым новым успехом она будет приобретать все большее значение. Кто знает, каким мощным инструментом в социальном регулировании уже не только малых ,но и больших групп и всего общества в целом это может стать. Кто будет использовать это оружие? Кто будет его направлять? В чьих интересах оно будет использовано? Не встанет ли в обществе в отдаленном будущем, а может быть, и не столь отдаленном, та проблема, которая сегодня стоит перед учеными и правительствами всех стран — угроза атомного оружия? Не окажется ли разработанная система социального регулирования страшнее, чем атомное, водородное, химическое и какое-нибудь другое оружие?
Достижения науки могут быть использованы по-разному, в том числе, и во вред человеку и человечеству. Но открытия науки — это обогащение культуры, это и путь к сохранению человечества. И человечество, наверное долго, если не всегда, будет балансировать на этой грани: соотношение культуры и использование достижений науки на благо или во вред обществу. При высоком уровне культуры достижения науки, ее открытия будут использованы во благо человечества, при низком уровне культуры они могут быть использованы во вред человечеству. Здесь важно равновесие.
Мир социальных отношений удивителен и необычен, удивителен своей необычностью и необычен своей удивительностью. Мир социальных отношений чрезвычайно сложен и противоречив, часто парадоксален. Но все эти парадоксы и противоречия являются парадоксами и противоречиями только нашего знания и незнания, нашей неполной и приблизительной теории социальных отношений, но не самой природы, не самих социальных отношений.
Москва, 1993 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. ОБЩЕСТВУ НЕОБХОДИМО СВОЕ ЗЕРКАЛО 4 Выдуманный мир кривого зеркала .........4 Социологический бум
Общество в зеркале социологии Трудная задача социологии
12 18
Новые подходы к прошлым дискуссиям Наука, которая оказывается всем нужна В поисках своего предмета
Концепция «перестройки» и перестройка концепций 20 Глава II. КРИЗИС СОЦИОЛОГИИ ИЛИ ЕЕ ПОДЪЕМ? 25
Юбилей поисков и проблем ...........25 30 40 46 50 53
Исследовать можно только то, что известно . . . . 55 Глава III. СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ................59
62
Новые акценты в старых проблемах Какое общество изучает социология?
Если человек в чем-то преуспел — это означает, что прежде всего он преуспел в человеческих отношениях
Нет плохих людей — есть плохие отношения, или некоторые размышления о природе социальных отношений ..................69 Атомарный статус субъектно-объектных отношений. Характер образования и функционирования социальных отношений ............72 Типы социальных отношений ..........75 Кто же изучает социальные отношения . . . . . . 82
Глава IV. СОЦИОЛОГИЯ КАК ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ Методическая социология
Проблема очевидности и очевидность проблемы Взаимосвязь явлений и явление взаимосвязи . Дисплейная игра в третий лишний
85 85 89 93 97
Глава V. ЧТО ЖЕ МОЖЕТ СОЦИОЛОГИЯ? Социология как метод получения информации Социологическая проверка документов Социальная диагностика Социальное моделирование
Социальное проектирование
.104 .104 113 116 128 132
Исследование социальной напряженности Вместо заключения
.144 149



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Селиванова Наталья Борисовна. Как сохранить психологическое здоровье в период карантина по кароновирусу.
  • Георгий Почепцов. Трансформации человечества под влиянием интернета
  • Могилев А.В., Листрова Л.В. Технологии поиска и хранения информации. Технологии автоматизации управления
  • Поляков К.Ю., Шестаков А.П., Еремин Е.А. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. (профильный уровень)
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Георгий Сергацкий. «И Бог говорил цитатами»
  • Основные понятия динамической теории информации – Неизвестен
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Приготовления к Гоэтическому Воззванию
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Альшанцева Екатерина Михайловна. Мастер — класс «Играя, обучаем»
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Шатова Марина. МНЕМОТЕХНИКА...или схемы - алгоритмы
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Виктор Сороченко. Энциклопедия методов пропаганды (фрагмент книги)
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Ястребова Мария Александровна. Методики раннего развития детей
  • Психологическая формула юмора
  • Короткова Оксана Михайловна. Презентация на тему: 'Отгадай сказку'
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Хазен А.М. Введение меры информации в аксиоматическую базу механики/
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Елена Бутивщенко. NON-Конфликт. Деловые переговоры и работа с возражениями. - Елена Бутивщенко
  • Георгий Почепцов. Жизнь ради лайков
  • Кашина Ольга Анатольевна. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста в ДОО.
  • Георгий Почепцов. Информационная составляющая трансформации социосистем. - Георгий Почепцов
  • Михель Гофман. Виртуальный человек
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Мэй Р. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Дашина Наталья. «Использование знаково-символических средств в расширении кругозора у детей дошкольного возраста»
  • Мария Гуляко. «Безумен и особо опасен» — стигматизация душевнобольных и мифы, транслируемые СМИ
  • Георгий Почепцов. Книга нам строить и жить помогает? Трансформация процесса чтения в современную эпоху
  • Вред и польза смартфона
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Медведев П.М. - Организация маркетинговой службы с нуля
  • Анна Хмарун. Преодоление психологических барьеров в общении с родителями воспитанников
  • Притча «Разнообразие»
  • Георгий Почепцов. Новое концептуальное поле битвы
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь