Аверьянов Л. Я. Социология. Что она знает и может.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 16290

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Самое удивительное, что видно из приведенного списка — это то. что Практически все общественные дисциплины в нашей стране, даже те, кто видел в ней своего конкурента, стали принимать социологию с распростертыми объятиями. Более того, сами охотно шли с ней на контакт и по возможности использовали социологические методы исследования. Именно специалисты по различным общественным дисциплинам чаше всего выступали инициаторами введения социологии в структуру своей науки. Нередко они сами проводили исследования своих специальных проблем и тем самым закладывали новые социологические направления, социологизировали свою науку или, наоборот, специализируя (экономизируя, демографизируя, политизируя, психологизируя и т. д.), саму социологию. Если учесть, что ученые, как правило, ревниво относятся к любым попыткам вторгнуться на свою территорию, то нужно обладать большой пробивной силой, весомостью аргументов и неотразимостью доказательств, чтобы эти ученые приняли пришельца в свое лоно. Но социология, как уже говорилось, была принята не только весьма охотно, но и нередко рассматривалась как необходимая составная часть той или иной общественной дисциплины. С появлением социологии возникла демографическая социология, экономическая социология, социология права и др. Они легко восприняли и новые методы исследования собственных проблем, и даже новые концепции. Ситуация неординарная и она позволяет утверждать, что в социологии есть нечто, оказывающееся полезным для всех общественных дисциплин и касающееся всех сторон социальной действительности.
Правда, были попытки объяснить подобную экспансию наличием у социологов особого метода исследования, которым не обладали другие общественные дисциплины. Соскучившись по живому человеку в своих исследованиях и увидев возможность непосредственного обращения к нему, они с удовольствием обратились к социологическим методам. Но если бы речь шла только об использовании методики и техники опроса больших групп людей, то тогда вряд ли бы нам пришлось говорить об образовании новых направлений в социальных исследованиях, не возникло бы и проблемы социологизации некоторых сфер в общественных дисциплинах, а тем более — специализации социологии. Так, применяя математические методы в социологии, мы не говорим о социологизации математики, или математизации социологии. Мы говорим только о применении математических методов в социологии. Или же, касаясь применения математических методов в экономике, мы не говорим об экономизации математики, но говорим о применении методов математики в экономике, оставляя за экономикой специфическую область исследования, на которую математика не претендует. Вряд ли дело только в использовании социологических методов исследования, хотя, без сомнения, это имело огромное значение для общественных дисциплин. Очевидно, отношения социологии с другими общественными дисциплинами намного сложнее, как сложнее и роль самой социологии в обществе.
Осознав это, социологи вновь вернулись к мысли, что социология должна выступать и выступает как некая обобщающая наука, которая должна изучать все стороны как всего общественного бытия, так и отдельного явления. Например, если экономика, теория права и пр., изучают общественные явления в своем специфическом аспекте, то социология изучает те же явление, но как бы всесторонне. Возникло представление о социологии как о комплексной науке.
Однако такой подход оказался хотя и весьма любопытным, но довольно неопределенным в силу неопределенности самого понятия «комплексность». Несколько позже его пытались уточнить, конкретизировать с помощью понятия «системность», ставшим одно время довольно модным. Но и это ничего не изменило. Понятие «комплексность», «системность» не описывали в достаточной мере ни особенности социологии, ни объема ее знаний и специфику исследования. В принципе, данный подход к определению предмета социологии мало отличается от того, который был осуществлен в энциклопедическом словаре.
Все эти размышления в явной или неявной форме привели к пониманию, что предмет социологии: во-первых, лежит вне предметов других общественных дисциплин; во-вторых, он охватывает все сферы социального бытия и, соответственно, связан со всеми общественными науками. Поиски предмета социологии стали детальнее и глубже, определилось направление к конкретизации и к вычленению специальных областей. Но главное, появилось стремление увязать его с практикой социальных и социологических исследований, что особенно обозначилось в момент соединения социологии с другими общественными науками. Характерно, что на авансцену теоретических рассуждений и споров, наконец, вышли и социологи-практики. К этому обязывал сам метод социологического исследования.

В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРЕДМЕТА

Надо сказать, что социологическая практика в определении предмета своего внимания пошла намного дальше, чем социологическая теория. Пожалуй, именно социологи-практики не только у нас в стране, но и за рубежом нащупали ту область социального бытия, которой должна заниматься социология и благодаря которой она обрела почву и получила возможность приносить реальную пользу своими рекомендациями. Большое влияние в этом плане на социологию оказал так называемый хоторнский эксперимент.
В 1927—32 годах социологом и психологом Мэйо и его сотрудниками проводилась серия экспериментов, которые показали роль н значение «человеческого фактора» на производстве, как позже стали называть это новое направление. Эти эксперименты наглядно продемонстрировали, чего можно добиться от работника, если создать определенную систему взаимоотношений на производстве. Понимание роли и значения «человеческого фактора» обусловили впоследствии создание социологической и психологической службы на предприятиях. Задача социологов и психологов заключалась в том, чтобы изучить «человеческие отношения» и выработать соответствующие рекомендации по их использованию с целью повышения производительности труда. И надо сказать, что западная эмпирическая социология продемонстрировала в этом массу интересных возможностей социологии и психологии.
Если отвлечься от того, что теория «человеческих отношений» позже была провозглашена глобальной теорией социального благоденствия, приобретшей определенную идеологическую окраску, то в ней можно найти много положительных моментов.
Особенностью отечественной прикладной социологии является наличие в ней как бы двух направлений — первое, если так можно сказать, академическое, где, как правило, исследовали ее концептуальные проблемы, например, образа жизни, социального прогнозирования, воспитания и образования и т.д., и носящие довольно общин характер. Другое направление, развиваемое в основном заводской социологией,— проведение конкретных социологических исследований только для нужд производства. Академическая социология давала заказы, как правило, самой себе и, как это часто бывает в академической науке, удовлетворяя за казенный счет собственное любопытство, благодаря чему нередко рождались весьма нетривиальные проблемы и их решения. Именно благодаря интересу и любопытству отдельных социологов, появились новые направления в социологии, например, социолингвистика, социология личности, региональная социология, социальная демография и др. Для второго направления заказчиками выступали предприятия, фабрики, заводы, учреждения, которые требовали конкретных рекомендаций. Если первые решали чисто научные проблемы и находились, так сказать, в свободном полете мысли и поиске истины, то вторые обязаны были решать производственные задачи и надолго забывать о собственных научных интересах. Перед заводской социологией постоянно стоял вопрос, что нужно сделать в области социального развития, чтобы повысить производительность труда. Этот вопрос висел над заводскими социологами как домоклов меч и по-гамлетовски трагична была его постановка, быть или не быть заводской социологии. Эта вынужденная жесткая ситуация и заставляла социологов-практиков искать ответ на вопрос, чтобы сохранить свое место под солнцем. Именно чрезвычайная ситуация и привела к пониманию того, чем социология должна заниматься.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Руткевич Е. Д. Феноменологическая социология знания.
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Завражина К.В. Обществознание. ЕГЭ. Задание 29. Эссе "Социология" Завражина К.В.
  • Бауман 3. Философия и постмодернистская социология.
  • Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология
  • Гараджа В.И. Социология Религии
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Ионин Л.Г. Социология культуры.
  • Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности
  • Королькова Е.С., Рутковская Е.П. ЕГЭ 2018. Обществознание. Тематический тренажёр: Человек и общество. Экономика. Социология. Политика. Право
  • Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. Человек и общество. Экономика. Социология. Политика. Право. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.
  • Социология на службе пропаганды
  • Дэсмонд Моррис. Одежда и социология
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. Выборочные главы.
  • Ахтямов А.М. Математика для социологов и экономистов
  • Социологос. Общество и сферы смысла – автор неизвестен.
  • Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы
  • Ильин В.А., Куркина А.В. Высшая математика
  • Авдеев В.В Управление персоналом: технология формирования команды
  • Олейник А.П. Страны мира в цифрах - 2011
  • Вам изменила жена? Все о женской измене или Почему женщины изменяют чаще мужчин.
  • Кельберт М.Я., Сухов Ю.М. Вероятность и статистика в примерах и задачах. В 3 томах
  • Объективный и субъективный; objective and subjective
  • Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2017. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ
  • Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии в 2-х частях. Составляли
  • Блумер Г. Теории символического интеракционизма.
  • Мальцев Г.В. Социальные основания права
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Психоаналитическая терапия
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Парсонс Талкотт - О структуре социального действия
  • Норма, нормальный и ненормальный, анормальный; norm, normal, and abnormal
  • Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием.
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика.
  • Шахнович М.М. Религиоведение. Под редакцией
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Поршнев Б. ПРОБЛЕМЫ ПАЛЕОПСИХОЛОГИИ
  • Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для 11 кл.: профильный уровень и др.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Романов И.Ю. Психоанализ, общество и психоаналитики
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Непомнящая Ирина Николаевна. Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ»
  • Латур Бруно - Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии
  • Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь