Аверьянов Л. Я. Социология. Что она знает и может.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 16315

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В отечественной литературе социальные отношения сначала не рассматривались как предмет социологии, а в лучшем случае — как область ее действия, понимаемые в узком смысле — как часть общественных отношений. 'Так, авторы книги «Социальная сфера: совершенствование социальных отношений», в частности, писали: «Социальные отношения обладают одной важной особенностью, которая предопределяет их исследование социологией, как правило, в тесном взаимодействии с другими общественными науками. В работах советских философов и социологов получила признание точка зрения, согласно которой специфика социальных отношений состоит в том, что они выступают существенным аспектом всех видов общественных отношений: экономических, политических, идеологических и т.д.»14 .
Здесь «социальные отношения» выступают как такое понятие, которое следует из понятия «общественные отношения» как более широкого. Например, в системе производственных отношений как часть общественных выделяются еще и собственно социальные отношения. Но по сути дела под социальными отношениями понимается некоторая социальная сфера, отличная от производственной сферы. Иными словами, наряду с производством существует социальная сфера, которая конечно же, связана с процессом производства. Ни экономика, ни политика, ни идеология не могут существовать без той социальной сферы, где мы кушаем, спим, влюбляемся, рожаем детей, учимся, отдыхаем и пр., и пр.
Уязвимость такого толкования понятий социальные и общественные отношения была налицо, и в литературе неоднократно критиковалась эта точка зрения. Наверное, поэтому в предисловии ко второму изданию (1987 г.) известной книги В. А. Ядова было подчеркнуто: «Однако такой подход (т.е. социальные отношения как аспект всех иных общественных отношений — Л. А.), требует некоторых уточнений. Распространенность вышеназванных категорий, свидетельствует не только о «включенности» социального в другие виды отношений, но и об известном «примате» социального как выражающего сущность исторически определенного способа взаимодействия людей (общностей, объединений, институтов). И в этом своем качестве социальное есть категория «функциональная», основополагающая, а не просто выражение аспекта других связей и отношений в обществе. Социальные отношения развиваются по своим собственным закономерностям, которые должны изучаться наряду с экономическими закономерностями, политическими, духовными и т.д., разумеется в тесной связи с ними» .
Это высказывание принципиально отличается от первого. Оно ставит категорию «социальные отношения» как основную, фундаментальную, имеющую свои особенности и закономерности и требующую уже специального социологического исследования, но все-таки находящуюся в одном ряду с другими, экономическими, политическими и другими отношениями. Отсюда делается вывод, что социология — это «... наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях развития различных социальных общностей» .
Данное определение предмета социологии выгодно отличается четкостью от остальных, хотя как социологическая категория «социальные отношения» еще не рассматриваются. Социальные отношения в большей степени еще понимаются как социальная или философская категория, и в этом плане в равной степени может стать предметом не только социологии, но и экономики, и философии, и политологии, и права, и т.д.
Необходимо сказать, что категория «социальные отношения» имеет довольно длительную историю изучения. Более того, в определенном смысле эта категория является краеугольной во всей системе познания и описания мира и встречается в различных контекстах в работах мыслителей прошлого и настоящего. Чаще всего эта категория рассматривалась как психологическая, как теория взаимодействия людей на межличностном уровне или как категория социального действия.
Но очень редко социальные отношения рассматривались как социологическая категория и еще реже — как предмет и объект социологии. Правда, само определение предмета социологии как науки об обществе и представление последнего в виде некоторой целостной системы невольно приводило к образованию терминов «общественный», «социальный» в социологическом понятийном аппарате. По сути дела, уже введение термина «целостная система» в отношении общества, признавая наличие связи элементов в любой системе скрыто обосновало это и в отношении социальных институтов, социальных групп и т.д.
Но явно о социальных отношениях как социологической категории, как о предмете или, точнее, как о возможном предмете и объекте социологии, заговорили недавно. Вернее, как объект социологии, социальные отношения давно были в практике социологических исследований, да и в теории социологии, но как о предмете социологии, о них заявили только в последнее время.

КАКОЕ ОБЩЕСТВО ИЗУЧАЕТ СОЦИОЛОГИЯ?

Обращение к социальным отношениям как предмету социологии, стало поворотным моментом в становлении теории социологии. Убрав из терминологического словаря и понятийного аппарата «общество» как таковое, социологи ликвидировали яблоко раздора, и тем самым размежевались с другими общественными науками, но в тоже время сохранили содержание обществоведческой дисциплины, т.е. дисциплины, которая изучает общество.
Но здесь возникает резонный вопрос: «Изучает ли социология общество, если она сосредотачивает свое внимание на такой узкой проблеме, как социальные отношения, которые, конечно, являются социальной объективной реальностью всей общественной системы и соответственно общества? Не превращается ли она таким образом в некоторую частную науку, исследующую только какие-то отдельные аспекты общества»? Это те же самые вопросы, о которых мы уже говорили, и тот же заколдованный круг, в котором столько лет вращаются социологи. Обращение к социальным отношениям как к предмету социологии вроде бы не решает этих вопросов. На самом деле, решение здесь имеется, только лежит оно в другой плоскости, в системе понятийного определения изучаемой объективной реальности.
Прежде необходимо сказать, что «общество» в рамках социологического знания это всего лишь абстракция, социологическая категория, удобная для размышления. Общества вообще не существует, общество всегда конкретно, всеобще только понятие. Когда мы говорим об обществе как предмете различных общественных наук, мы имеем в виду множество обществ, как множество миров. Почему мы и говорим: экономическое общество, правовое общество, политическое общество, историческое общество и т.д. В этом понимании мы можем говорить и о социологическом обществе.
Если взять в качестве объекта исследования какое-то явление как часть мира, то его можно понять только тогда, когда через него можно будет рассмотреть весь мир, всю действительность. И мир в целом можно понять, когда он будет рассмотрен через какое-то, в принципе любое конкретное явление как объект исследования. Все содержится во всем. Ни одно явление не существует вне других явлений и вне мира в целом, как и общество в целом не существует вне конкретного. Конкретное не только частичка мира, оно весь мир в частичке, и мир только часть этого явления.
Предметом любой обществоведческой дисциплины является не общество вообще и не кусочек общества, а все общество, но только рассмотренное через свой предмет, через свою область социальной действительности. Мы видим общества всегда в том определенном ракурсе, который нас сегодня интересует, который продиктован необходимостью решения насущных задач.
Так, например, экология затрагивает и правовую, и экономическую, и политическую, и нравственную, и демографическую стороны нашего общества. Она и в самом деле изучает все эти аспекты, но только через свой предмет, а именно отношение с окружающей средой и благодаря этому строит экологическое общество и изучает общество целиком. Но и свой предмет, т.е. отношение с окружающей средой, можно понять, если экология будет рассматривать свой предмет в связи со всеми сторонами развития общества, ибо в отношении к окружающей среде сосредоточен весь мир, все общество, так же как общество содержит в себе проблему экологии как явление. Понять их можно только рассмотрев одно через другое. Но пока еще никто не додумался назвать экологию основной обществоведческой наукой, как это случилось с экономикой. Ее поставили в центре, сделали основой всего общества, всех общественных отношений и само общество в целом во всем его многообразии предстало синонимом экономического общества. Логика рассуждения та же. Производственные отношения и в самом деле оказываются связанными со всеми сторонами общественной жизни: и с политикой, и с демографией, и с правом, труднее назвать область общественной жизни, где бы их не было, но это еще не дает основания, исходя из вышесказанного, говорить об экономических отношениях как единственной сущности общества. Произошла подмена понятий. Под обществом в целом стали понимать взаимосвязь экономических отношений с другими социальными явлениями.
Тоже самое произошло и с философией. Только совсем недавно кончились споры о философии как науке наук, предметом которой является все на свете и которая диктует свои правила игры на чужом поле и гуманитарным, и естественным дисциплинам. Прошло немало времени, прежде чем поняли, что философия не диктует законов развития общественным и тем более естественным наукам, что ее предметом является своя и строго определенная часть общественного бытия, а именно наиболее общие законы мышления. Хотя и сегодня можно наблюдать, как философы пытаются определять эти законы как всеобщие для социологии, хотя уже ясно, что у них различные сферы исследования.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Романов И.Ю. Психоанализ, общество и психоаналитики
  • Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для 11 кл.: профильный уровень и др.
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Мальцев Г.В. Социальные основания права
  • Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии в 2-х частях. Составляли
  • Социологос. Общество и сферы смысла – автор неизвестен.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Артем Ковтун. Потребительское общество. Коммерческое потребление как механизм социального регулирования
  • Ионин Л.Г. Социология культуры.
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Побороть страх и неуверенность
  • Философия политики - Папарин А.С.
  • Андреева Г. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • Гараджа В.И. Социология Религии
  • Колташов В.Г. За тенью сознания.
  • Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 8 класса и др.
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса
  • Блумер Г. Теории символического интеракционизма.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Алина Сальникова. Трансгендерная личность. Кто такие трансгендеры?
  • Михель Гофман. Виртуальный человек
  • Хлебова Вероника. Когда нужно сохранять отношения?
  • Г. Ю. Чернов. Массовые явления постиндустриальной эпохи. - Г.Ю. Чернов
  • Георгий Почепцов. Голливуд форматирует мир
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Норма, нормальный и ненормальный, анормальный; norm, normal, and abnormal
  • Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы
  • Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Рамиль Гарифуллин. Психология и философия шизофрении
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Шайдуллина Алсу Руздановна. Инновационный потенциал игр, направленных на социально-коммуникативное развитие
  • Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием.
  • Георгий Почепцов. Тоталитарность. Усреднение людей приводит общество в неживое состояние
  • Притча «Как поддерживается человечество»
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Михель Гофман. Технология общения
  • Криветченко Елена. Адаптация в детском саду.
  • И. Олейник, В. Соснин. Почему люди тянутся в тоталитарные секты и деструктивные культы
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания с кратким ответом.
  • Георгий Почепцов. Враг как важный элемент системы пропаганды
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Такер Нита. Как избежать одиночества.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь