Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 44611

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Занятие 5. Поскольку предыдущий рисунок отражал начало интернализации позитивной привязанности между матерью и младенцем, консультант решил продолжить рассмотрение этого вопроса и попросил Дениса нарисовать другую сцену с участием матери и ее сына. На этом рисунке крошка-червь в четыре раза превышал свой первоначальный размер и теперь стал «мальчиком». Мать спрашивает сына: «Ты можешь мне помочь?», а он отвечает «Да». Тогда мать говорит сыну: «Ты добрый», а сын отвечает: «Ты тоже добрая» (рис. 2.26).

Занятие 6. Поскольку некоторые критические аспекты нашли разрешение и на последнем рисунке отсутствовали указания на определенное направление, консультант сказал Денису: «Я попросил тебя нарисовать несколько рисунков. Сегодня меня интересует, что ты хотел бы нарисовать».
В левой части рисунка Денис изобразил улыбающегося мальчика, который стоял под ярким солнцем и говорил: «Я счастлив». В правой части рисунка помещались тучи, дождь и молнии, но они не нависали над мальчиком (рис. 2.27). Рисунок говорил о том, что бурный период жизни мальчика уходил в прошлое, оставляя место для более позитивных и радостных чувств. Смятение чувств все еще можно наблюдать на краю его жизни, но сумятица перестала доминировать в жизни мальчика. На этом этапе консультант высказал несколько замечаний по поводу существенного улучшения общего состояния ребенка. На лице мальчика появилось счастливое выражение, у него появились друзья в классе, и он стал самостоятельно делать больший объем работы. Более того, он стал более смелым и порой даже непослушным.




Занятие 7. Для того чтобы еще раз сосредоточиться на позитивных моментах и помочь в их интернализации, консультант попросил Дениса нарисовать «мальчика под солнечными лучами». На рисунке было изображено сияющее солнце, а под ним счастливый, улыбающийся мальчик. Никаких признаков бури на рисунке нигде не видно. Денис написал рядом с мальчиком: «Я счастлив. Я радуюсь, потому что дождь прошел» (рис. 2.28). Занятия 8, 9, 10. На этом этапе рисунки Дениса претерпели некоторые изменения. Он нарисовал несколько ситуаций с участием своих друзей. В начале девятого занятия консультант объявил о том, что занятия приближаются к завершению. И тогда Денис нарисовал подготовку космонавта к полету на луну, сочинив при этом позитивно-экспансивный рассказ о происходящем на рисунке.
Установление контакта с преподавательницей и бабушкой, с которой Денис в то время жил, свидетельствовал о том, что он покинул свою « скорлупу», его учеба пошла на улучшение, и он приобрел способность сосредотачиваться на школьной работе. Кроме того, улучшилось его поведение, он установил дружеские отношения с одноклассниками и стал играть с соседскими ребятами.
Контрольное занятие. Контрольное занятие состоялось 5 месяцев спустя. Консультант попросил Дениса нарисовать четыре рисунка: Д—Д—Ч и подземный мир. На всех рисунках были изображены здоровые образы. Фронтальная часть дома открыта, и поэтому можно разглядеть людей, занятых трапезой при включенном свете (рис. 2.29). Этот мальчик был другом Дениса и жил по соседству с ним. Просьба нарисовать подземный мир вызвала у Дениса удивление и, по-видимому, не вызвала воспоминаний о рисунках, которые он нарисовал несколько месяцев тому назад. Новый рисунок не имел ни малейшего сходства с предыдущими рисунками. На нем было изображено интересное место, в котором кипела деятельная жизнь. Связь между подземным и внешним миром осуществлялась через искусную систему тоннелей и корней. В отличие от прежнего рисунка, на котором было изображено бесплодное дерево, растения и деревья теперь имели здоровый вид как в надземной части, так и в подземной. На рисунке были изображены муравьи, черви, спрятанные деньги, старые и новые цветы и даже рудокоп, спускающийся по одному из тоннелей, чтобы найти «пропавшее сокровище». Этот рисунок отражает дальнейшее психологическое развитие и установление позитивных связей между сознательной и бессознательной психикой ребенка (т. е.



появление доступа к подземному миру и множеству позитивных символов). Через три года после окончания лечения была проведена контрольная консультация, которая не выявила никаких проблем и указала на дальнейшее психологическое развитие.
Частично направленный метод При использовании этого метода серийного рисования консультант определяет зрительный образ (тему), который имеет непосредственное отношение к ребенку, и один раз в 4—6 недель просит ребенка нарисовать этот образ. На остальных занятиях ребенок может рисовать все, что ему заблагорассудится. Частично направленные рисунки нередко служат надежными показателями прогресса в лечении ребенка и составляют основу для психологической работы с конкретной символической проблемой, которую пытается разрешить ребенок.
На стадии оценки консультант просит ребенка нарисовать серию рисунков Д—Д—Ч и один рисунок по своему усмотрению. После проведения послетестового опроса и обсуждения (с учетом точки зрения ребенка) свободного рисунка консультант определяет рисунок, который имеет наибольшее символическое значение для ребенка. При этом, как правило, выделяется один образ или символ. Сам по себе такой образ не представляется значимым, однако его смысловая насыщенность проявляется при описании ребенком данного образа. Для одних детей смысловой значимостью обладает дом, какое-нибудь дерево или человек, а для других — предмет, который возникает в процессе свободного рисования. Таким предметом может быть бабочка, река, лошадь, поле сражения, автомобиль или собака. Консультант оценивает значимый образ и с учетом этого образа позволяет терапевтическому процессу развиваться в соответствии с желаниями ребенка. И тем не менее, когда понадобится составить иную оценку, консультант может попросить ребенка нарисовать образ, смысловая значимость которого была установлена на предыдущих этапах. Рассмотрим конкретный пример одного из возможных применений этого метода и полученные результаты.
Пример
Карл, ученик шестого класса, терял самообладание, когда что-нибудь не получалось. Он был направлен к школьному консультанту по поводу неадекватности поведения и разрыва





отношений с товарищами. Хотя Карл и был отличником, тем не менее он нередко создавал для себя проблемы из-за патологического состояния тревоги. В его семье шел бракоразводный процесс, и поэтому в его настроении вспыльчивость чередовалась с отчужденностью.
На первом занятии он свободно рассказал о своих неприятностях и о том, что сложившаяся ситуация ему не нравилась, но он не знал, почему все так получилось. Он нарисовал тестовые рисунки Д—Д—Ч, попросил линейку и спросил мнение консультанта о том, как необходимо изобразить дом (т. е. с наклоном или без наклона). Он затратил двадцать минут на рисование дома, парадной двери и витражных стекол в окнах, четыре минуты на дерево и около шести минут на человека, хоккейного вратаря. При послетестовом опросе он более подробно остановился на дереве, упомянув ветер («дерево наклонилось, потому что дует ветер») и грибовидные наросты («на дереве появились наросты») (рис. 2.32).
Во время следующих четырех занятий Карл рисовал автопортреты и обсуждал школьную жизнь. Он разыграл несколько ролей, связанных с ситуациями сотрудничества и отказа от сотрудничества, и определил чувства, характерные для каждой роли. Дома он нередко плакал и отказывался говорить о разлуке. В начале шестого занятия консультант сказал:
«Карл! Я размышлял о буре и дереве. Меня интересует, что произошло с деревом, почему появились наросты на его стволе, почему оно оказалось в таком состоянии».
Карл тотчас приступил к рисованию дерева и сказал: «Дерево немного подгнило». Затем, раскрасив рисунок, он добавил: «В подгнивших местах древесные жучки и термиты поедают внутренность дерева (рис. 2.33).
На протяжении следующих трех занятий Карл продолжал обсуждать школьные проблемы и признался, что его родители разводятся, добавив, что это его не очень беспокоит. Школьная жизнь продолжала улучшаться, и спустя месяц консультант сказал в начале занятия: «Карл! Как обстоит дело с деревом?» Карл тотчас ответил: «Оно упало» — и стал рисовать лежащее на земле дерево, из которого росла трава. Затем он отметил: «Жучки и термиты все еще находятся в бревне» (рис. 2.34).







На следующих занятиях Карл откровенно заговорил о разводе и своих болезненных, грустных и безумных чувствах. Консультант увязал его чувства по поводу развода с появлением неприятностей в школе. Карл сказал, что он иногда притворялся, что нет никакого развода, но как только осознавал, что идет бракоразводный процесс, он сразу терял самообладание. В школе у него произошло еще несколько вспышек гнева, которые привели его в замешательство и вызвали сильное недовольство собой. Он расплакался и рассказал о том, что раньше



его жизнь была интересной и беззаботной. Однако теперь все изменилось и прежнее никогда не вернется. Он остро переживал боль по поводу развода и утраты отца и семьи. В конце занятия консультант спросил: «Как обстоит дело с деревом?» Карл стал рисовать дерево и сказал: «Оно гибнет» (рис. 2.35).
На следующих пяти занятиях Карл рассказывал о школьной жизни, своем отце и проблемах, вызывающих у него тревогу. Он пытался разрешать конфликтные ситуации с помощью метода проблемных решений и ролевых игр. В школе у него была настолько сильная вспышка гнева, что он повредил школьное имущество. Этот поступок изрядно встревожил и огорчил его. Несомненным прогрессом для Карла было то, что он смог обсудить свою причастность к происшедшему, признать факт уничтожения им имущества и извиниться перед преподавательницей. После решения этой проблемы консультант спросил его, как обстоит дело с деревом. Карл ответил: «Дерево сгнило, и на его месте появились новые кусты» (рис. 2.36). До конца учебного года оставалось еще несколько занятий, на которых Карл смог довольно свободно обсуждать свои проблемы. На этом и закончился консультативный процесс. Своему последнему рисунку он дал название «Новое дерево» (рис. 2.37).
Год и восемь месяцев спустя консультант провел контрольное занятие с Карлом, теперь уже учеником восьмого класса. На этом занятии консультант установил наличие удовлетворительной адаптированности. На вопрос о дереве Карл ответил: «Оно выросло и превратилось в сильное дерево. Рядом с ним расположен холм, по которому сбегает вниз водопад» (рис. 2.38).
Вся последовательность рисунков дерева отражает процесс психологической смерти и возрождения. Консультант понял, что Карл освободился от детства, испытал горечь развода родителей и теперь уверенно стоял на пути к отрочеству. Болезненные переживания нашли выражение и понимание, раны исцелились, и теперь наступила пора нового психологического развития.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Роза или верблюжья колючка»
  • Притча «Высокие чувства»
  • Притча «Крапива и Розовый Куст»
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Притча «Верблюд и куст»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Редактор. День Святого Валентина
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Соловей и куст»
  • Притча «Я люблю тебя не за то...»
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • Притча «О вопросах»
  • Притча «Сходная ошибка»
  • Притча «Излишний вопрос»
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Из книги Дж. Рейнуотера. Это в ваших силах.
  • Радюкова Елена Васильевна. Загадки по темам
  • Притча «Сложный вопрос»
  • Интересный тест Зигмунда Фрейда
  • Притча «Про любовь»
  • Притча «Рассказчик историй»
  • Притча «Характер»
  • Притча «Разноречивое поведение»
  • Притча «Дзэн рассказчика историй»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Притча «Тряпка»
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Притча «Интервью с Богом»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Как сосчитать звёзды?»
  • Притча «1001 день»
  • Притча «Формула Любви, Ненависти и Равнодушия»
  • Прист С. Теории сознания.
  • Притча «И Небо, и Земля едины ныне»
  • Хлебова Вероника. Раненый Ребенок больше не одинок
  • Притча «Кому это нужно?»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Ум и сердце»
  • Притча «Убитая собака»
  • Ешина Наталья Юрьевна. Эссе «Моя педагогическая философия»
  • Притча «Я скучаю по тебе...»
  • Притча «Помни на следующий раз»
  • Притча «15 причин»
  • Притча «Ученики и кошелек»
  • Притча «Если вам надоела ваша работа...»
  • Руденко Наталья Александровна. Мастер-класс 'Розы из глины'
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь