Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 44486

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На начальной стадии (от одного до четырех занятий) рисунки: а) отображают внутренний мир ребенка, причем образы нередко отражают причину проблем ребенка; б) отражают потерю внутреннего контроля и существование чувств отчаяния и безысходности; в) дают возможность установить внутренний раппорт с консультантом. Дети нередко изображают консультанта на рисунках в виде дружелюбного гиганта, летчика вертолета, доктора или нянечки.
На средней стадии (от пятого до восьмого занятия) содержание рисунков отражает: а) выражение эмоции в чистом виде; б) борьбу противоположностей («добра» со «злом») и изоляцию амбивалентных чувств; в) углубление взаимоотношений между ребенком и помощником. В конце этой стадии ребенок нередко использует рисунок в качестве мостика для перехода к непосредственному обсуждению болезненного вопроса или для раскрытия некой тайны.
На завершающей стадии (от девятого до двенадцатого занятия) ребенок рисует: а) образы, которые отражают смысл мастерства, самоконтроля и достоинства; б) сцены, отображающие положительные образы (т. е. отсутствие войны, насилия и разрушения); в) центральный символ самости (т. е. автопортрет или различные мандалы); г) забавные сцены; д) картинки, отражающие независимость от помощника.
Другие средства серийного подхода
Хотя рисование и сохраняет приоритетное значение, тем не менее серийный метод в равной мере успешно используется и на основе других форм творческого выражения. Перед консультантом стоит задача найти для каждого ребенка соответствующее средство самовыражения. Для одних детей таким средством служит игра с песком (Allan and Berry, 1987), для других — драма (Allan, 1977), для третьих — инсценировка фантазий (Allan, 1986; Allan and MacDonald, 1975). Одним детям лучше дается живопись (Thompson and Allan, 1985), другим — керамика (Allan and Clark, 1985), а третьим — сочинение литературных произведений (Allan, 19786; Buttery and Allan, 1981).




















































Метод серийного рисования применялся в различной обстановке — от домашнего до дневного присмотра за детьми и от частной практики до школьной системы (Allan, 1978д). Во многих отношениях этот метод идеально подходит для школьной системы, в которой консультантам приходится иметь дело с заболеваниями, связанными с чрезмерными нагрузками (Allan, Doi and Reed, 1979; Allan and Berry, 1986), поскольку в соответствии с этим методом необходимо с каждым ребенком проводить кратковременные еженедельные занятия. При острых кризисах некоторые дети нуждаются в ежедневных встречах. Ниже приводится описание методов серийного рисования и результаты конкретных исследований, которые проводились в государственной системе начального школьного образования, в которой автор работает в качестве консультанта и преподавателя по подготовке консультантов.
Методы
Серийное рисование предполагает проведение еженедельных индивидуальных встреч с ребенком в течение 20—25 минут. Во время таких встреч консультант просит ребенка «нарисовать рисунок». Для этого необходимы лишь лист бумаги размером 8V2xll дюймов и карандаш. Советник может обратиться к ребенку со следующими словами:
«Мэри, меня зовут доктор Аллан. Я школьный консультант. Школы стремятся помочь детям разобраться не только со школьной работой, но и со своими чувствами, жизнью и теми вещами, которые их тревожат. Моя работа в школе состоит в оказании помощи детям. Твоя преподавательница (мать) сказала мне, что сейчас ты считаешь трудной жизнь в школе (дома); она полагает, что встречи со мной помогут тебе. Приходя ко мне, дети нередко с удовольствием рисуют и беседуют. Рисование и беседы помогают детям улучшить свое самочувствие, решить проблемы и приобрести способность лучше наслаждаться жизнью. Твоя преподавательница предложила мне проводить с тобой встречи по вторникам с десяти часов до двадцати минут одиннадцатого. Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Наши беседы будут носить конфиденциальный характер. Предмет нашей беседы будет оставаться нашей тайной, если не заключает в себе ничего противозаконного. Я буду хранить твои рисунки в этой папке в

моем кабинете (в этот момент необходимо показать ребенку папку). На обратной стороне рисунка я буду указывать твое имя, дату и название рисунка. Рисунок будет здесь (т. е. в папке) надежно храниться. Когда жизнь станет лучше и мы прекратим наши встречи, я отдам тебе папку со всеми рисунками. У тебя есть вопросы? (В этот момент я обычно передвигаю по столу лист бумаги с карандашом в направлении ребенка)».
К основным особенностям описанной ситуации относятся: а) установление раппорта; б) определение роли помощника;
в) включение курса лечения в контекст школьной жизни;
г) предположение о том, что рисование и обсуждение окажут по
мощь; д) определение пространственно-временных характерис
тик взаимосвязи консультанта и преподавательницы); е) хране
ние рисунков (т. е. определение местонахождения «продуктов
творчества», их защита и оценка; ж) утверждение о том, что
впоследствии рисунки будут возвращены ребенку; з) предостав
ление ребенку возможности поговорить и задать вопросы.
Поскольку курс лечения носит кратковременный характер, не рекомендуется держать на виду цветные мелки, линейку и ластик (для стирания). Цветные мелки отвлекают внимание ребенка от процесса рисования, поскольку дети обычно тратят много времени на штриховку. Раскраска и штриховка имеют терапевтическое значение, но в контексте кратковременных консультаций их не следует поощрять. И тем не менее, если ребенок попросит дать ему цветные мелки или ластик, их необходимо предоставить в его распоряжение. Очевидно, что при применении этого подхода необходимо проявлять определенную гибкость. Консультации рекомендуется проводить в одном и том же кабинете. Однако при отсутствии такой возможности для консультаций можно использовать какой-нибудь тихий уголок в классе или библиотеке. Каждый раз перед ребенком кладут новый лист бумаги. Некоторые дети просят дать им рисунок и тратят по 5—6 занятий на его переделку. Если дети просят вас разрешить им забрать с собой рисунок из кабинета, на их желание необходимо откликнуться, но при этом отметить важность хранения рисунка в папке (т. е. ограничение местонахождения психологического материала и его защита имеют важное значение для трансформации). Необходимо разъяснить важность и смысл этого акта (вынув рисунок из папки) и провести по этому поводу беседу с ребенком. В случае невозможности разрешить проблему необходимо



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Первый рисунок
  • Станская С.П. Мастер - класс «Монотипия» в психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Главный Редактор. Новогодняя открытка своими руками
  • Бабошкина Юлия Сергеевна, Матвеева Александра Владимировна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования
  • Михайлычева Александра Владимировна. Рисование
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Флягина Лариса Петровна, Киреева Наталья Викторовна. Проект «Цветной калейдоскоп»
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Елена Садыкова. Игры с тревожными детьми.
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Фарида Нохрина. Памятка для воспитателей раннего возраста по адаптации
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Использование кинетического рисунка семьи, для профилактики психологического насилия над ребенком в семье
  • Редактор. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка".
  • Сергеевна Ионова Ольга. Занятия для повышения школьной мотивации «Сказка о потерянном времени»
  • Лебецкая Мария Юрьевна. Приёмы рисования песком на световом столе
  • Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Гадания для девочек
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Воронина Лариса Павловна. Артикуляционная гимнастика
  • Лукичёв А.Ю. Карандашный рисунок по сетке. Мини-курс для начинающих
  • Заговор на остуду от нежелательной любви
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Плотникова Наталья Николаевна. ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ В РАЗВИТИИИ ДЕТЕЙ 3 – 4 лет.
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Реброва Ольга Вячеславовна. СТАТЬЯ «ОСВОБОДИ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МОНСТРА»
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Сильный заговор чтобы парень скучал



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь