Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 54281

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Учебное пособие содержит материалы экспериментально-теоретического изучения психологических аспектов проблемы профессиональной пригодности человека. Излагаются сущность понятия и принципы создания системы диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности, история развития исследований в данной области. Обосновываются теоретико-методологические положения по основным вопросам проблемы. Анализируются методические приемы создания и реализации мероприятий по определению профессиональной пригодности. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований и рекомендации автора по некоторым научно-практическим направлениям формирования и определения профессиональной пригодности
Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов, а также для преподавателей кафедр психологии и студентов непсихологических вузов

Содержание
Введение 4
Глава 1. Психологическое содержание проблемы профессиональной пригодности 9
1.1. Профессиональная пригодность как категория системы «человек–профессия» 9
1.2. Принципы определения профессиональной пригодности 21
1.3. Разработка системы определения профессиональной пригодности 27
Глава 2. Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности (исторический очерк) 33
Раздел I. Теоретико-методологические основы профессиональной пригодности 51
Глава 3 Деятельность и профессиональная пригодность 51
3.1. Психологические особенности профессиональной деятельности 51
3.2. Психологическая система деятельности и профессиональная пригодность 62
3.3. Рабочая нагрузка и профессиональная пригодность 68
3.4. Безопасность труда и профессиональная пригодность 72
Глава 4. Психическая регуляция процесса формирования профессиональной пригодности 80
4.1. Основные направления изучения механизмов регуляции 80
4.2. Роль индивидуально-психологических особенностей личности 82
4.2.1. Типологические особенности 82
4.2.2. Личностные особенности 85
4.2.3. Познавательные функции 88
4.3. Функциональная организация корковых (мозговых) процессов 90
4.3.1. Электрокорковая активность 90
4.3.2. Функциональная асимметрия парных органов 93
4.4. Психические состояния 95
4.4.1. Утомление 95
4.4.2. Психологический стресс 97
4.5. Саморегуляция и самоконтроль 99
Глава 5. Профессиональная пригодность и личность профессионала 104
5.1. Личность и деятельность 104
5.2. Человек как субъект деятельности 110
5.3 Самоопределение личности профессионала 113
5.4. Развитие личности профессионала 118
5.5. Этапы профессионального развития личности 129
Глава 6. Структура личности, способности и мотивация 133
6.1. Структура личности 133
6.1.1. Основные направления изучения структуры личности 133
6.1.2. Психологические теории личности 139
6.1.3. Психологические модели структуры личности 143
6.2. Способности 146
6.2.1. Содержание понятий «задатки», «способности», «одаренность» 146
6.2.2. Современные взгляды на проблему способностей 149
6.2.3. Общие, специальные и профессиональные способности. Профессионально важные качества (ПВК) 151
6.2.4. Развитие способностей 157
6.3. Профессиональная мотивация 160
Раздел II Методы определения профессиональной пригодности 169
Глава 7. Психологический анализ деятельности и профессиональные требования к личности 169
7.1. Основные принципы психологического анализа деятельности 169
7.2. Профессиография 173
7.3. Методические приемы психологического анализа деятельности 178
7.4. Процедура обоснования профессиональных требований 181
7.5. Психологическая классификация профессий 182
Глава 8. Методы психологической диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности 185
8.1. Основные направления развития психодиагностики и прогностики 185
8.2. Классификация методов психодиагностики* 192
8.3. Компьютерная психодиагностика 200
8.4. Требования к методам психодиагностики и прогнозирования 207
Глава 9. Методические приемы психологического обследования 212
9.1. Оценка основных свойств нервной системы 212
9.2. Оценка познавательных процессов 214
9.3. Оценка психомоторных процессов 214
9.4. Изучение свойств личности* 215
9.4.1. Личностные опросники 215
9.4.2. Проективные методы 225
9.4.3. Оценка темперамента 229
9.4.4. Оценка интеллектуальных способностей 231
9.4.5. Оценка мотивационной сферы 233
9.4.6. Оценка нервно-психической (эмоциональной) напряженности 236
9.5. Тесты достижений (диагностика уровня достижений) 237
9.6. Нетестовые методы изучения личности 238
Глава 10. Приемы разработки и оценки методов диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности 240
10.1. Показатели оценки профессиональной пригодности учащихся 240
10.2. Показатели оценки профессиональной пригодности специалистов 245
10.3. Приемы оценки прогностической ценности методик 246
10.4. Математические процедуры разработки шкал методик 260
10.5. Статистический алгоритм разделения субъектов на классы профессиональной пригодности 264
10.5.1. Постановка задачи 264
10.5.2. Алгоритм 265
10.5.3. Градация признаков 268
10.5.4. Выбор порога 269
10.5.5. Пример 269
Раздел III Результаты экспериментальных исследований и практические рекомендации по определению профессиональной пригодности 275
Глава 11. Исследование проблемы психологического отбора в авиации 275
11.1. Эффективность психологического отбора в авиации 275
11.2. Личностные характеристики и успешность деятельности курсантов и пилотов 279
11.3. Структура и динамика развития летных способностей 286
11.4. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная пригодность пилотов 299
11.5. Индивидуальные особенности электроэнцефалограммы (ЭЭГ) 304
и профессиональная пригодность курсантов и пилотов 304
Глава 12 311
Некоторые направления использования результатов определения профессиональной пригодности 311
12.1. Психологическая экспертиза совместимости членов малых групп 311
12.2. Использование тренажеров для психофизиологической экспертизы профессиональной пригодности 317
12.3. Психологическая экспертиза лиц с психосоматическими расстройствами 323
Заключение 328
Литература 331




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Клайн Пол - Справочное руководство по конструированию тестов.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Белопольский В.И.- Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Собчик Л. Н. - Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди
  • Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. - Тест жизнестойкости
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Туник Е.Е.- Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство
  • Методика многостороннего исследования личности. Проблемы адаптации теста.
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 6 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др.
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. - Введение в экспериментальную психологию личности
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Габитова Юлия Сергеевна. Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ.
  • Ученые сомневаются в надежности IQ-тестов
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 6 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Шаповалов Виталий Современные тенденции и проблемы психодиагностики в системе общего среднего образования
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 4 класс
  • Тест "Боги и Богини"
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 1 класс
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Под ред. Д.А. Мальцева. ОГЭ 2019. Математика. 9 класс. 60 тестов
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Тесты
  • Детская самооценка: с какого возраста ребенок способен оценивать себя
  • Под ред. Д.А. Мальцева. ОГЭ 2018. Математика. 9 класс. 60 тестов
  • Два Векслера: сравнительный анализ
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 2 класс
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 3 класс
  • Барлас Т.В. Психодиагностика в практической психологии: проблемы и перспективы (полемические заметки)
  • Под ред. Клово А.Г, Мальцева Д.А. Математика. Сборник тестов по плану ЕГЭ-2009. Под ред. Клово А.Г, Мальцева Д.А.
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь