Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 54049

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Учебное пособие содержит материалы экспериментально-теоретического изучения психологических аспектов проблемы профессиональной пригодности человека. Излагаются сущность понятия и принципы создания системы диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности, история развития исследований в данной области. Обосновываются теоретико-методологические положения по основным вопросам проблемы. Анализируются методические приемы создания и реализации мероприятий по определению профессиональной пригодности. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований и рекомендации автора по некоторым научно-практическим направлениям формирования и определения профессиональной пригодности
Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов, а также для преподавателей кафедр психологии и студентов непсихологических вузов

Содержание
Введение 4
Глава 1. Психологическое содержание проблемы профессиональной пригодности 9
1.1. Профессиональная пригодность как категория системы «человек–профессия» 9
1.2. Принципы определения профессиональной пригодности 21
1.3. Разработка системы определения профессиональной пригодности 27
Глава 2. Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности (исторический очерк) 33
Раздел I. Теоретико-методологические основы профессиональной пригодности 51
Глава 3 Деятельность и профессиональная пригодность 51
3.1. Психологические особенности профессиональной деятельности 51
3.2. Психологическая система деятельности и профессиональная пригодность 62
3.3. Рабочая нагрузка и профессиональная пригодность 68
3.4. Безопасность труда и профессиональная пригодность 72
Глава 4. Психическая регуляция процесса формирования профессиональной пригодности 80
4.1. Основные направления изучения механизмов регуляции 80
4.2. Роль индивидуально-психологических особенностей личности 82
4.2.1. Типологические особенности 82
4.2.2. Личностные особенности 85
4.2.3. Познавательные функции 88
4.3. Функциональная организация корковых (мозговых) процессов 90
4.3.1. Электрокорковая активность 90
4.3.2. Функциональная асимметрия парных органов 93
4.4. Психические состояния 95
4.4.1. Утомление 95
4.4.2. Психологический стресс 97
4.5. Саморегуляция и самоконтроль 99
Глава 5. Профессиональная пригодность и личность профессионала 104
5.1. Личность и деятельность 104
5.2. Человек как субъект деятельности 110
5.3 Самоопределение личности профессионала 113
5.4. Развитие личности профессионала 118
5.5. Этапы профессионального развития личности 129
Глава 6. Структура личности, способности и мотивация 133
6.1. Структура личности 133
6.1.1. Основные направления изучения структуры личности 133
6.1.2. Психологические теории личности 139
6.1.3. Психологические модели структуры личности 143
6.2. Способности 146
6.2.1. Содержание понятий «задатки», «способности», «одаренность» 146
6.2.2. Современные взгляды на проблему способностей 149
6.2.3. Общие, специальные и профессиональные способности. Профессионально важные качества (ПВК) 151
6.2.4. Развитие способностей 157
6.3. Профессиональная мотивация 160
Раздел II Методы определения профессиональной пригодности 169
Глава 7. Психологический анализ деятельности и профессиональные требования к личности 169
7.1. Основные принципы психологического анализа деятельности 169
7.2. Профессиография 173
7.3. Методические приемы психологического анализа деятельности 178
7.4. Процедура обоснования профессиональных требований 181
7.5. Психологическая классификация профессий 182
Глава 8. Методы психологической диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности 185
8.1. Основные направления развития психодиагностики и прогностики 185
8.2. Классификация методов психодиагностики* 192
8.3. Компьютерная психодиагностика 200
8.4. Требования к методам психодиагностики и прогнозирования 207
Глава 9. Методические приемы психологического обследования 212
9.1. Оценка основных свойств нервной системы 212
9.2. Оценка познавательных процессов 214
9.3. Оценка психомоторных процессов 214
9.4. Изучение свойств личности* 215
9.4.1. Личностные опросники 215
9.4.2. Проективные методы 225
9.4.3. Оценка темперамента 229
9.4.4. Оценка интеллектуальных способностей 231
9.4.5. Оценка мотивационной сферы 233
9.4.6. Оценка нервно-психической (эмоциональной) напряженности 236
9.5. Тесты достижений (диагностика уровня достижений) 237
9.6. Нетестовые методы изучения личности 238
Глава 10. Приемы разработки и оценки методов диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности 240
10.1. Показатели оценки профессиональной пригодности учащихся 240
10.2. Показатели оценки профессиональной пригодности специалистов 245
10.3. Приемы оценки прогностической ценности методик 246
10.4. Математические процедуры разработки шкал методик 260
10.5. Статистический алгоритм разделения субъектов на классы профессиональной пригодности 264
10.5.1. Постановка задачи 264
10.5.2. Алгоритм 265
10.5.3. Градация признаков 268
10.5.4. Выбор порога 269
10.5.5. Пример 269
Раздел III Результаты экспериментальных исследований и практические рекомендации по определению профессиональной пригодности 275
Глава 11. Исследование проблемы психологического отбора в авиации 275
11.1. Эффективность психологического отбора в авиации 275
11.2. Личностные характеристики и успешность деятельности курсантов и пилотов 279
11.3. Структура и динамика развития летных способностей 286
11.4. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная пригодность пилотов 299
11.5. Индивидуальные особенности электроэнцефалограммы (ЭЭГ) 304
и профессиональная пригодность курсантов и пилотов 304
Глава 12 311
Некоторые направления использования результатов определения профессиональной пригодности 311
12.1. Психологическая экспертиза совместимости членов малых групп 311
12.2. Использование тренажеров для психофизиологической экспертизы профессиональной пригодности 317
12.3. Психологическая экспертиза лиц с психосоматическими расстройствами 323
Заключение 328
Литература 331




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Аракелов Ю.С, Джегутанов Б.К, Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна. Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
  • Васильева Наталья Николаевна. Индивидуальный план развития профессиональной компетентности молодого специалиста
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Купер Д., Робертсон А. - Психология в отборе персонала
  • Парахиной В.Н., Перова В.И. Самоменеджмент. Под редакцией
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Мясникова Лидия Николаевна. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Русалинова Олеся Александровна. Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Под редакцией Бодалева А.А., Столина В. В. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования.
  • Мельник Галина Васильевна. «Формирование и повышение уровня профессиональной компетенции учителей – логопедов».
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Щекин Г.В. - Визуальная психодиагностика
  • Хатипова Наталья Владимировна. Мастер-класс для педагогов. Деловая игра «Знатоки ФГОС ДО»
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Лапухина Наталья Александровна. Портфолио профессиональной педагогической деятельности старшего воспитателя Лапухиной Натальи Александровны
  • Вахутина Юлия Сергеевна. Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Редактор. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь