Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 54069

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Учебное пособие содержит материалы экспериментально-теоретического изучения психологических аспектов проблемы профессиональной пригодности человека. Излагаются сущность понятия и принципы создания системы диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности, история развития исследований в данной области. Обосновываются теоретико-методологические положения по основным вопросам проблемы. Анализируются методические приемы создания и реализации мероприятий по определению профессиональной пригодности. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований и рекомендации автора по некоторым научно-практическим направлениям формирования и определения профессиональной пригодности
Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов, а также для преподавателей кафедр психологии и студентов непсихологических вузов

Содержание
Введение 4
Глава 1. Психологическое содержание проблемы профессиональной пригодности 9
1.1. Профессиональная пригодность как категория системы «человек–профессия» 9
1.2. Принципы определения профессиональной пригодности 21
1.3. Разработка системы определения профессиональной пригодности 27
Глава 2. Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности (исторический очерк) 33
Раздел I. Теоретико-методологические основы профессиональной пригодности 51
Глава 3 Деятельность и профессиональная пригодность 51
3.1. Психологические особенности профессиональной деятельности 51
3.2. Психологическая система деятельности и профессиональная пригодность 62
3.3. Рабочая нагрузка и профессиональная пригодность 68
3.4. Безопасность труда и профессиональная пригодность 72
Глава 4. Психическая регуляция процесса формирования профессиональной пригодности 80
4.1. Основные направления изучения механизмов регуляции 80
4.2. Роль индивидуально-психологических особенностей личности 82
4.2.1. Типологические особенности 82
4.2.2. Личностные особенности 85
4.2.3. Познавательные функции 88
4.3. Функциональная организация корковых (мозговых) процессов 90
4.3.1. Электрокорковая активность 90
4.3.2. Функциональная асимметрия парных органов 93
4.4. Психические состояния 95
4.4.1. Утомление 95
4.4.2. Психологический стресс 97
4.5. Саморегуляция и самоконтроль 99
Глава 5. Профессиональная пригодность и личность профессионала 104
5.1. Личность и деятельность 104
5.2. Человек как субъект деятельности 110
5.3 Самоопределение личности профессионала 113
5.4. Развитие личности профессионала 118
5.5. Этапы профессионального развития личности 129
Глава 6. Структура личности, способности и мотивация 133
6.1. Структура личности 133
6.1.1. Основные направления изучения структуры личности 133
6.1.2. Психологические теории личности 139
6.1.3. Психологические модели структуры личности 143
6.2. Способности 146
6.2.1. Содержание понятий «задатки», «способности», «одаренность» 146
6.2.2. Современные взгляды на проблему способностей 149
6.2.3. Общие, специальные и профессиональные способности. Профессионально важные качества (ПВК) 151
6.2.4. Развитие способностей 157
6.3. Профессиональная мотивация 160
Раздел II Методы определения профессиональной пригодности 169
Глава 7. Психологический анализ деятельности и профессиональные требования к личности 169
7.1. Основные принципы психологического анализа деятельности 169
7.2. Профессиография 173
7.3. Методические приемы психологического анализа деятельности 178
7.4. Процедура обоснования профессиональных требований 181
7.5. Психологическая классификация профессий 182
Глава 8. Методы психологической диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности 185
8.1. Основные направления развития психодиагностики и прогностики 185
8.2. Классификация методов психодиагностики* 192
8.3. Компьютерная психодиагностика 200
8.4. Требования к методам психодиагностики и прогнозирования 207
Глава 9. Методические приемы психологического обследования 212
9.1. Оценка основных свойств нервной системы 212
9.2. Оценка познавательных процессов 214
9.3. Оценка психомоторных процессов 214
9.4. Изучение свойств личности* 215
9.4.1. Личностные опросники 215
9.4.2. Проективные методы 225
9.4.3. Оценка темперамента 229
9.4.4. Оценка интеллектуальных способностей 231
9.4.5. Оценка мотивационной сферы 233
9.4.6. Оценка нервно-психической (эмоциональной) напряженности 236
9.5. Тесты достижений (диагностика уровня достижений) 237
9.6. Нетестовые методы изучения личности 238
Глава 10. Приемы разработки и оценки методов диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности 240
10.1. Показатели оценки профессиональной пригодности учащихся 240
10.2. Показатели оценки профессиональной пригодности специалистов 245
10.3. Приемы оценки прогностической ценности методик 246
10.4. Математические процедуры разработки шкал методик 260
10.5. Статистический алгоритм разделения субъектов на классы профессиональной пригодности 264
10.5.1. Постановка задачи 264
10.5.2. Алгоритм 265
10.5.3. Градация признаков 268
10.5.4. Выбор порога 269
10.5.5. Пример 269
Раздел III Результаты экспериментальных исследований и практические рекомендации по определению профессиональной пригодности 275
Глава 11. Исследование проблемы психологического отбора в авиации 275
11.1. Эффективность психологического отбора в авиации 275
11.2. Личностные характеристики и успешность деятельности курсантов и пилотов 279
11.3. Структура и динамика развития летных способностей 286
11.4. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная пригодность пилотов 299
11.5. Индивидуальные особенности электроэнцефалограммы (ЭЭГ) 304
и профессиональная пригодность курсантов и пилотов 304
Глава 12 311
Некоторые направления использования результатов определения профессиональной пригодности 311
12.1. Психологическая экспертиза совместимости членов малых групп 311
12.2. Использование тренажеров для психофизиологической экспертизы профессиональной пригодности 317
12.3. Психологическая экспертиза лиц с психосоматическими расстройствами 323
Заключение 328
Литература 331




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Глухих Марина Николаевна. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
  • Кожепарова Ирина Александровна. Роль родителей в дошкольном обучении детей.
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Елена Геннадьевна Непомнящих. Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Кокорева Екатерина Николаевна. STEM технологии как вариант развития творческих математических способностей
  • Сухорослова Анна Николаевна. Сказкатерапия, как один из методов развития творческих способностей посредством театральной деятельности
  • Петрова Елена Михайловна. Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников
  • Орешкина Наталья Николаевна. Собственная методическая разработка Развития познавательных и творческих способностей детей
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника
  • Кучеренко Наталья Александровна. «Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы»
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника. Часть 1
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Сидорова Юлия Владимировна. Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросе развития творческих способностей воспитанников
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Улдукис Ирина Васильевна. Презентация для воспитателей «Формирование художественных способностей дошкольников»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Мусатова Елена Васильевна. Проект совместной творческой деятельности взрослого и детей 'Помаляка'
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Тазалова Наталья Александровна. Отчёт по теме самообразования: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»
  • Наумова Марина Валерьевна Барсукова Ольга Александровна. Статья Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Шибанова Ирина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в условиях группы компенсирующей направленности
  • Главный Редактор. Развитие сенсорных способностей у ребенка
  • Елена Николаевна Саванина. Развитие творческих способностей детей
  • Главный Редактор. Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников
  • Наумова Марина Валерьевна, Барсукова Ольга Александровна. Статья «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Кутищева Татьяна Викторовна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей в средней группе 'Как гномы зайцу помогали'
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Рабочая программа кружковой деятельности «Театральный сундучок» в старшей группе
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Зуева Людмила Анатольевна, Швецова Елена Анатольевна. Статья 'Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность'
  • Хрищатая Галина Петровна. Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи»
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Головко Ирина Николаевна. Развитие у детей коммуникативных способностей в играх 'Картотека игр'
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь