ШИШКОВ Александр Семёнович

(1754-1841)  — государственный деятель, учёный-филолог, писатель. Адмирал, возглавлял Комитет для издания собраний, касающихся до кораблестроения и прочего (1799-1804) и Адмиралтейский департамент (1805-27). Гос. секретарь (1812-13), президент Рос. академии (1813-41). Министр народного просвещения (1824-28); поч. ч. Петербургской АН (1800).  В своих педагогических воззрениях Ш. опирался на категории страсти, разума, веры. Страсти - источник человеческой деятельности, как положительной, так и отрицательной; разум без веры сдержать их не в силах; вера сдерживает страсти, а если они побеждают, то оставляет надежду на спасение и исправление. Гл. внимание Ш. уделял нравственному развитию личности и религиозному воспитанию как его основе.  В ходе полемики начала 19 в. о путях развития русского языка и культуры Ш. выдвинул идею "русского воспитания", которое понимал как формирование религиозного чувства любви к отечеству и православию, приверженности таким "русским" ценностям, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство. С целью поощрения отечественной словесности и литературно-языковой подготовки начинающих авторов создал литературное объединение "Беседа любителей русского слова" (1811-16). Литературу Ш. считал важнейшим средством воспитания; считал необходимым создание отечественной литературы для детей и юношества. Ему принадлежит переложение "Детской библиотеки" Й.Г. Кампе (изд. в 1783-85). Ш. способствовал изданию детских произведений мн. отечественных писателей.  На посту министра народного просвещения готовил коренную реформу учебной системы. Не разделяя представлений о необходимости всеобщей грамотности, Ш. утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразоваться с потребностями в "науках" каждого сословия. Отвергая частное образование, предусматривал создание закрытых дворянских пансионов. Под руководством Ш. был разработан Устав гимназий, уездных и приходских училищ, ориентировавший каждый разряд школ на определённую социальную группу (утверждён в 1828). Противник энциклопедизма, Ш. признавал политические науки и философию "вредными для юношества", отдавая предпочтение основательному изучению дисциплин, составляющих классическое образование.  Обращаясь к детям, изложил свои филологические и педагогические взгляды в "Разговорах старца с юною девицею".

Просмотров: 787
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Беседа как жанр аналитической журналистики
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • КИНО для детей и юношества
  • Кодировка русского языка в компьютерных программах и в Интернете
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ)
  • МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (МНП)
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Национальные варианты русского языка
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
  • Образование как система
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Фрейм -«как если бы»
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь