Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)

Интересную концепцию о характере человека разработал психолог Райх, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор, паттерн защит. Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха, наказания. Первая защита против этого страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как "эгозащиты" становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера или характерный панцирь. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряжения, или зажима. Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же. При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал "оргоном". Органическая энергия обладает следующими свойствами: 1. она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса; 2. она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации; 3. она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов; 4. она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях. Мышечные зажимы служат ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций у человека. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. Психологический, личностный рост, самосовершенствование человека Райх определяет как процесс рассасывания психологического и мышечного панциря, постепенного становления более свободным, искренним и открытым человеком, более энергичным и счастливым, обретения способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом.

Просмотров: 2464
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАЙХ
  • РАЙХ (REICH) Вильгельм
  • РАЙХ (REICH) Вильгельм
  • РАЙХ (REICH) Вильгельм
  • РАЙХ (REICH) Вильгельм
  • РАЙХ (REICH) Вильгельм (1897-1957)
  • РАЙХ (REICH) Вильгельм (1897-1957)
  • РАЙХ Вильгельм
  • РАЙХ Вильгельм
  • РАЙХ Вильгельм
  • Райх Вильгельм | REICH, WILHELM (1897-1957)
  • Райх–Рубинштейн (REICH–RUBINSTEIN) Анни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Упирать на что-л
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь