Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.

Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.

В дошкольном возрасте дети активно познают мир, учатся взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми. Немаловажную роль при этом играет то, насколько успешно происходит развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и внимание.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребности в положительных эмоциональных контактах, поддержки активного познания окружающего мира и последующего информационного обмена опытом, в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, создания соответствующей развивающей среды для самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Для полноценного эмоционального развития необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно научить детей не только радоваться положительным эмоциям, но и не бояться отрицательных моментов, неизбежных в процессе деятельности ребенка.

 

Скачать конспект

При выражении собственного эмоционального состояния важно научить ребенка использовать все возможные выразительные средства: жесты, позу, мимические средства. Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жестов, которые в сочетании с интонацией должны лишь эмоционально дополнять его речь. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности. Жест, выразительное движение дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства, и как следствие, лучше понять собеседника и привнести подлинную радость в общение друг с другом.

Очень важно, чтобы дети умели прислушиваться к себе, понимать свои эмоциональные реакции, возникающие в различных ситуациях, а также распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные реакции и проявления окружающих. И здесь приходит на помощь игра как ведущий вид деятельности дошкольников, самый понятный для него, позволяющий неоднократно проиграть волнующие ситуации с различными исходами и выбрать наиболее продуктивные варианты поведения.

Для успешного развития эмоционального мира дошкольников мы используем в своей педагогической деятельности специальные игры и этюды.

  1. Игра «На что похоже настроение» проводится в разных вариантах в зависимости от возраста и степени подготовленности детей. Один из вариантов работы: с детьми (4-5 лет) используем картинки и предлагаем детям подумать и назвать то, что чувствует изображенный на картинке персонаж. Например, улыбающееся солнышко радуется; дождевая «плачущая» тучка грустит, печалится, тоскует; закипающий красный чайник злится, гневается, сердится. Здесь мы знакомим детей с эмоциональными состояниями, обогащаем их «эмоциональную» лексику.
  2. Игра «Изобрази эмоцию только с помощью жестов»: педагог или ребенок изображают какое либо эмоциональное состояние. При этом лицо изображающего закрывается маской, или он поворачивается спиной к остальным играющим. Так дети, с одной стороны, развивают умение оценивать позу, жесты в различных эмоциональных состояниях, с другой, понимают важность мимики, при отсутствии которой все-таки сложно полностью понять эмоцию партнера.
  3. Игра «Составь портрет»: детям предлагаются карточки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Карточки разделены на две части. Дети собирают портрет целиком, опираясь на полученные знания о мимике.
  4. «Сделай, как…»: детям предлагается проделать разные эмоциональные действия в образе разных персонажей, например, засмейся, как большой злой великан, как трусливый зайчишка, как хитрая лиса. Это упражнение развивает у детей не только выразительность жестов и мимики, но и эмпатию – умение почувствовать и передать характер того персонажа, который они изображают в данный момент.

Выполнение различных этюдов вносит неоценимый вклад в эмоциональное развитие ребенка. Существует огромное количество этюдов на выражение тех или иных чувств.

Этюд «Мыльные пузыри»: дети пускают большие, радужные, красивые мыльные пузыри. Что они при этом чувствуют, как выражают свою радость? (Прыгают, смеются, машут руками, пытаясь поймать пузырь).

Этюд «Радуга»: на небе появилась большая, красочная, яркая радуга. Как поведет себя ребенок? (остановится, глядя вверх, будет улыбаться, прижмет руки к груди от восхищения).

Этюд «Упрямый мальчик»: уже вечер. Пора ужинать и ложиться спать. Мама хочет отвести мальчика домой, а он упирается, вырывает руку, да еще топает ногой.

Этюд «Жадина»: мальчик забрал все машинки и никому не дает с ними играть.

На основе этюда можно разыграть жизненную ситуацию. Например, предложить детям подумать и изобразить, как вести себя с жадиной: попытаться отобрать у него машинки, и тогда произойдет драка, предложить ему поменяться игрушками, вежливо попросить у него машинку, играть отдельно, не обращая внимания на жадину, организовать другую игру, например, постройку города, и пригласить мальчика с машинками вместе поиграть. Так дети научатся не только распознавать эмоции другого человека, но смогут понять и выбрать для себя наиболее конструктивные, оптимальные способы взаимодействия с людьми в разных эмоциональных состояниях.

В своей педагогической практике мы используем зеркала. Перед зеркалом ребенок развивает навыки в передаче эмоциональных состояний с помощью мимики. При этом он может воспользоваться помощью взрослого или иллюстрациями с изображением эмоций и скорректировать собственную мимику. Живой интерес у детей вызывают «зеркальные» кубики. На каждой грани кубика наклеен силуэт животного или героя сказки, лицо которого заменено зеркалом. Ребенок обыгрывает какой-то момент сказки или ситуацию, предложенную взрослым с помощью своей мимики: «Это зайчик, которого злая лиса выгнала из лубяной избушки. Что он чувствует? (грустит, ему страшно). А это зайчик, который возвращается в избушку, после того как петух выгнал лису. (Он радуется, улыбается).

Эти игры и этюды успешно используются нами в работе с детьми на занятиях и в различных режимных моментах. Наблюдение показывает, что такой подход положительно влияет на развитие эмоциональной сферы детей. Воспитанники нашей группы раскованы, улыбчивы, редко ссорятся, умеют радоваться и мириться, и все эти эмоции и чувства мы проживаем вместе с ними

Каждый день, каждый час, каждый миг
Настроенье меняется наше.
Вот и Влад головою поник,
Замечталась о чем-то Наташа.

Улыбается Тема, смеется Егор,
И рисует Алеша старательно.
Чтобы чувства другого понять,
Приглядись к нему повнимательней:

Голос, руки походка, лицо -
В мир эмоций окно,
Ты его отвори,
И другого поймешь обязательно.

Если грустно ему – улыбнись,
Добрым словом утешь, если нужно.
На сочувствие ты не скупись –
Лишь окрепнет от этого дружба.

Просмотров: 487
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Касимова Лидия Александровна. Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Полковникова Марина Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Зеленская Елена Анатольевна. Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр в разных областях образовательной деятельности.
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Орлова Марина Вячеславовна. Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Малиновская Анна Владимировна. Познавательное развитие детей раннего возраста посредством различных дидактических пособий
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Мурсалимова Асель Сарсенбаевна. Открытое занятие театрального коллектива «Зеркало» - «Мимика, жесты, эмоции как выразительные средства актера»
  • Фандюшина Алёна. Изотерапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Рыббе Инна Анатольевна. Мастер класс «Развитие связной выразительной речи дошкольников средствами различных видов театра» (Театр на прищепках)
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь