Клюшина Галина Михайловна. Использование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьми

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьми

Мы живем в XXI веке, веке информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей. Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от учителя-логопеда: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в НОД интерактивные игры и т. д.

 

С каждым годом, количество детей с нарушением речи неуклонно растет. Поэтому, система современного образования ставит перед педагогами новые задачи при организации коррекционно-развивающего процесса, которые позволили бы наряду с традиционными средствами обучения использовать и интерактивные.

Для ребенка дошкольного возраста, игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Особенности игровой деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них. В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции в зависимости от различных действий ребенка, четко формулировать вербальные инструкции.

Речевые обороты, используемые героями компьютерных игр, довольно быстро включаются в речь ребенка, дети копируют интонацию героя. Таким образом, использование компьютерных игр может послужить целям стимуляции эмоционального общения, речевого подражания.

В рамках компьютерной программы ребенок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребенка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной.

Предоставление информации в привлекательной для ребенка форме не только ускоряет запоминание содержания учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а их знаки. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является необходимым для их языкового и интеллектуального развития. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму доступного экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития у них логического мышления. У неговорящих детей отмечаются бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений. Формирование мыслительных способностей ребенка основано на овладении опосредованным решением мыслительных задач, чему в значительной степени способствует компьютерная деятельность. Дети изучают различные виды причинности, нажимая на кнопки клавиатуры, обращая при этом внимание на появляющиеся на экране символы. Развитию воображения и творческого мышления способствуют игры-раскраски, программы-конструкторы и т.п. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс интериоризации, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступными для детей 5 лет. Это происходит за счет того, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает ему понимание происходящего.

Существует достаточное количество компьютерных программ для формирования у детей сенсорных эталонов. В компьютерных играх существует возможность наложить эталон на ту или иную фигуру, продемонстрировать ребенку его ошибки, самому ребенку найти ее причину и исправить. Многие детские компьютерные программы включают раскраски, которые также помогают ребенку быстро и в игровой форме освоить названия цветов. Учитывая затруднения неговорящих детей, возникающие при восприятии стилизованных изображений, целесообразно не использовать в работе компьютерные программы, содержащие подобную графику.

Использование демонстраций фотографий и слайд-фильмов, созданных на компьютерах, организация логопедического занятия с использованием виртуальных путешествий, сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, вызывает интерес у детей с речевыми нарушениями эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

Формирование мотивации к речевому общению у неговорящих детей — одна из основных задач логопедической работы с ними. Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес как игровая и учебная деятельности, что способствует формированию познавательной мотивации.

Многие традиционные логопедические игры, облеченные в форму компьютерной игры, становятся более привлекательными для неговорящего ребенка, повышая его мотивацию. Например, традиционный показ картинок можно заменить перемещением их на экране, с целью узнавания глаголов со сходным значением логопед демонстрирует ребенку анимационные картинки на компьютере (преимущество перед традиционными картинками — динамическая наглядность) и просит щелкнуть мышкой по картинке в соответствии с инструкцией. Например, «Покажи, где рисует, а где раскрашивает (шьет — вяжет; жарит — варит; моет — стирает; лежит — спит и т.д.).

Удобно переводить в «компьютерный вид» игры, направленные на классификацию предметов. Например, при изучении лексической темы «Цветы»: ребенок раскладывает фотографии цветов в электронном виде в папки «Лес» и «Сад», соответственно делит цветы на две группы: «садовые» и «лесные». Другой вариант может быть использован при изучении лексической темы «Животные»: классификация домашних и диких животных. Классифицировать можно фотографии, представленные в программе Word пакета Microsoft Office: от соответствующих фотографий проводить стрелочки к лесу или дому.

В соответствии с описанными временными ограничениями для занятий с использованием информационных технологий, считаем, что лишь часть логопедического занятия может проводиться с использованием ИТ, в занятие должны обязательно включаться игры и игровые упражнения, активизирующие разные виды деятельности ребенка, в частности перцептивную.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Просмотров: 295
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Сорокина Юлия Александровна. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Юлия Василенко. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Борисова Оксана Васильевна. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе.
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Тарасевич Нина Николаевна. «Оптимизация образовательной деятельности посредством электронных образовательных ресурсов при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'
  • Воротнева Елена Васильевна. Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий
  • Леонова Ирина Сергеевна. «Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Мар
  • Щепилина Светлана Сергеевна. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков.
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. Проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь