Доманова Елена Ивановна. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду

Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду

Доманова Елена Ивановна, старший воспитатель детского сада № 69 ОАО «РЖД» г. Брянска

Модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентирует педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Мы решили, что одним из таких методов является детское экспериментирование, поэтому выбрали в качестве темы инновационной деятельности «Опытно-экспериментальную работу с детьми дошкольного возраста в рамках реализации экологического образования». Главное достоинство его заключается в том, что ребенок получает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует речевое развитие детей.

 

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и овладение умственными приемами и операциями, которые составляют умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественно-научных знаний и экологических понятий экспериментирование также необходимо.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Использование этого метода обучения пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др. Обобщая собственный богатый фактический мате-риал, Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. По его мнению, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все деятель-ности ребенка, включая и игровую, причем последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

В нашем детском саду созданы определенные условия для решения задач экологического образования. Мы исходим из его мировоззренческого значения и того, что оно не является изолированным направлением, поэтому стремимся к проникновению экологического образования во все сферы организации педагогического процесса в ДОУ. В условиях детского сада мы используем элементарные опыты. Они имеют следующие особенности:

  • результат неизвестен только детям;
  • в процессе опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • в работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.

Цель нашей инновационной деятельности мы видим в формировании у детей дошкольного возраста элементарных экологических представле-ний посредством активного включения в деятельность экспериментальных и исследовательских методов. Для ее реализации необходимо:

  1. Осуществлять познавательное развитие детей в экспериментальной деятельности.
  2. Дать дошкольникам элементарные естественнонаучные и экологические знания и понятия.
  3. Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Воспитывать у детей стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.

При этом следует помнить, что детское экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального развития и формирования творческой активности ребенка если:

  • происходит реальное взаимодействие с реальной развивающей средой;
  • среда разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;
  • у ребенка целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний;
  • дети получают навыки построения экспериментальной деятельности;
  • у дошкольников формируется элементарное представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.

При построении системы работы мы учитывали следующие принципы: непрерывности детского развития; целостности развивающейся педагогической системы как совокупности целого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов; гуманизации воспитательно-образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, что предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства; соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка; освоения общечеловеческой культуры.

В нашем дошкольном учреждении в результате реализации инновационной деятельности коренным образом поменялось оснащение предметно-развивающей среды детского сада: оборудована экологическая комната, в каждой группе есть уголки природы и экспериментирования, разработаны тематические перспективные планы. В ДОУ функционируют кружки «Юный эколог» и «Почемучки», дети проводят опыты и эксперименты, более углубленно знакомятся с объектами живой и неживой природы.

Мы на практике убедились, что опытно-экспериментальная работа является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. Педагоги, используя современные методики и технологии, способны повысить качество образования детей, а также совершенствовать свое профессиональное мастерство. Экологическая проблематика, в свою очередь, способствует формированию такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.

Просмотров: 346
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Назарова Елена Владимировна. Проект по экспериментальной деятельности дошкольника в ДОУ. «Экспериментирование при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Кирдань Марина Михайловна. Использование инновационных форм экологического образования в дошкольном образовательном учреждении
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Плашкина О.О., Тихоненко И. В.. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
  • Аникеева Жанна Борисовна. Мастер класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Шепелева Олеся Владимировна. Игровая деятельность как один из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Юденко Валентина Николаевна. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь