Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»

Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая наружу из легких через гортань, глотку, полость рта или носа. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Различные несовершенства речевого дыхания, такие как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., могут быть обусловлены различными причинами: недостаточным вниманием взрослых к речи детей, общей ослабленностью ребенка, аденоидными разращениями, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.

Дети, которые имеют ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

 

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом нужно научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Условия развития речевого дыхания детей:

  1. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
  2. Выполнять дыхательные упражнения следует не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды;
  3. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка;
  4. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались;
  5. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта;
  6. Выдоху предшествует сильный вдох через нос – набираем полную грудь воздуха;
  7. Выдох происходит плавно, а не толчками;
  8. Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  9. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  10. Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении упражнений, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, а частые повторения упражнений могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.

Этапы работы по развитию речевого дыхания детей:

Первый этап:

Цель: улучшить функции внешнего дыхания.

Объяснение правил выполнения упражнений: дышать нужно носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

Упражнения:

  1. Вдох и выдох через нос.
  2. Вдох и выдох через рот.
  3. Вдох через нос, выдох через рот.
  4. Вдох через рот, выдох через нос.
  5. Подышать одной ноздрей, потом другой.

Второй этап:

Цель: вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.

Упражнения (без использования дидактического материала):

  1. «Пошумим» — громко вдыхать и выдыхать.
  2. «Собачке жарко» — часто подышать носом с высунутым языком.
  3. «Воздушный шарик» — резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.

Упражнения (с использованием дидактического материала):

  1. «Перышко, лети!» — перышко подбрасывать в воздух и дуть на него, не давая упасть.
  2. «Ветерок» — подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка; снежинку или листья с ладони и т.д.;
  3. «Ветерок в бутылке» — дуть через трубочку для коктейлей в бутылку с мелко нарезанными бумажками, кусочками пенопласта, фольги и др.;
  4. Подуть на огонек свечки, сделанной из цветной бумаги; на дымок от паровоза; на пар, струящийся над картонной чашкой; на капельки от тучки, висящие на ниточках или сделанные из фольги и. т. д.;
  5. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку;
  6. Дуть на различные предметы, лежащие на столе: палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места;
  7. Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
  8. «Буря в стакане» — бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей;
  9. «Футбол» — забить мяч в игрушечные ворота с помощью воздушной струи;
  10. Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики;
  11. Ветряные игрушки – вертушки;
  12. Мыльные пузыри;
  13. Духовые музыкальные инструменты (дудочка, свисток, губная гармошка);
  14. Переносить бумажные картинки (например, рыбки) из одной баночки в другую при помощи трубочки для коктейлей (развитие вдоха) и т.д.

Третий этап:

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго. Сначала гласные, потом согласные.

Упражнения:

1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у», «Пароход гудит – ы-ы-ы», «Болит зуб – о-о-о»;

2. Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» — Муха жужжит над ухом «дз-з-з» — на одном дыхании при усилении и ослаблении звука, «насос» – накачиваем колёса «с-с-с», «змейка» — шипим «ш-ш-ш».

3. Игры – соревнования:

«Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

Четвертый этап:

Цель: развитие речевого дыхания.

Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы. Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.

Упражнения:

  1. «Собачка» — руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав»;
  2. Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ», «Птицы разговаривают – чик-чирик, ко-ко-ко, кря-кря-кря, ку-ку»;
  3. Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.;
  4. Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.;
  5. Фразы с использованием приема наращивания: Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т.д;
  6. «Скороговорки»: «Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т.д.;
  7. Поговорки;

Пятый этап:

Цель: формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

Упражнения:

  1. Чередование дыхательных упражнений и игр;
  2. Пересказ сказок;
  3. Разучивание стихов;
  4. Пение.

Список литературы и источников:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.
  2. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.
  3. Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха [Интернет-источник]: (https: //ddu91grodno. schools. by/pages/igry-i-uprazhnenija-dlja-plavnogo-rotovogo-vydoha
Просмотров: 280
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Воронина Лариса Павловна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь