Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Информационная справка.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, заиканием. В связи с этим приходиться изучать различные современные педагогические технологии, направленные на их устранение.

Цели:

  1. Применение здоровьесберегающей технологии для укрепления здоровья, физического развития,
  2. Формирование правильного речевого дыхания у детей.

Задачи:

  1. Формирование правильного дыхания на основе сохранённых функциональных систем детского организма
  2. Тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры.
  3. Создание активного вдоха с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока).

Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания.

Сведения, полезные другим педагогам.

Предлагаемая методическая разработка основана на использовании при проведении занятий в логопедической группе парадоксальной дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. Ценность этой гимнастики в том, что её могут выполнять люди различного возраста с разным уровнем здоровья. Она помогает организму самостоятельно, без помощи лекарств, справиться с различными недугами.

Я решила углублённо работать над постановкой речевого дыхания. Считаю это необходимым условием формирования правильной речи ребёнка.

Как показывает опыт, различные нарушения речевого развития часто возникают на фоне ослабленного детского здоровья. Поэтому последние годы среди логопедов получили широкое распространение здоровьесберегающие педагогические технологии.

Нарушение речевого дыхания специалисты наблюдают практически во всех случаях речевой патологии. Не только у детей с дизартрией, но и у тех, у кого заикание, алалия, т.д. Дело даже не в нарушении речевого дыхания, а вегонесформированности.

Необходимо понимать, что физиологическое дыхание и речевое дыхание — не одно и то же. Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема. В процессе речи преобладает ротовой тип дыхания. Для него характерно максимальное расхождением голосовых складок на вдохе и сближение их почти до соприкосновения на выдохе. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Речевое дыхание начинает формироваться у малыша вместе с развитием речи. То есть, с момента «гуления», лепета и заканчивается, обычно, к десяти годам. Но это у здоровых детей.

В нашем случае все сложнее. Мы не можем полагаться на естественное развитие у ребенка речевого дыхания. Нам нужна специальная методика, с помощью которой возможно было бы обучить ребенка правильному дыханию. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха, накопленного легкими при вдохе, нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

В ходе своей работы я обратилась к парадоксальной дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой. Почему именно к ней? Потому, что в упражнениях, предлагаемых Стрельниковой, активно включаются в работу все части тела: руки, ноги, голова, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс — и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе). В результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Так уж мы устроены.

Стрельникова придумала, как с помощью своей гимнастики тренировать дыхательную мускулатуру, восстанавливать нарушенное носовое дыхание. Этот вид гимнастики помимо всего

  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;
  • улучшает нервно-психическое состояние.

Вот почему я и решила использовать её на своих занятиях.

На начальных этапах работы с детьми по дыхательной гимнастике мною отмечалось, что многие из них не делают шумного вдоха. Они лишь имитируют его поднятием плеч, производят «гримасы» носом. Вывод: надо было просто научить детей шумно дышать. При повороте головы дети поворачивали всё тело одновременно, что тоже не желательно. Трудно было поначалу совместить движение и дыхание. Отрабатывалось по очереди.

Стала дозировать нагрузку при проведении подготовительных упражнений. Уменьшила их ровно в 2 раза: 16 вдохов, затем 3 секунды отдыха и ещё 16 вдохов. Повторяла детям следующие правила: думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох.

  1. Вдох — шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
  2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох.
  3. Вдох делается одновременно с движениями.
  4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

Счет в дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой — только на 8, считать мысленно, не вслух (счёт не произносила, а делала упражнения вместе с детьми).

Упражнения можно делать стоя, сидя.

Упражнение Ладошки

Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" — "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды — пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.

Норма: "прошмыгайте" носом 12 раза по 4 вдоха.

Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются ви. п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8. вдохов-движений.

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка — о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена.

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Насос" очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

Упражнение «Кошка»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох.

Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Большой маятник»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох "с пола" — вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Большой маятник" можно делать также сидя.

Упражнение «Повороты головой»

Исходное положение: — станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо — сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево — "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!

Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Ушки»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает "китайского болванчика").

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение Маятник головой

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) — резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) — тоже вдох. Вниз-вверх, вдох "с пола" — вдох "с потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо, в крайнем случае — тоже через нос).

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях "Повороты головы", "Ушки" и "Маятник головой". Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно "шмыгайте" носом. Делайте эти упражнения сидя, а "Повороты головы" и "Ушки" можно даже лежа. На развитие речевого дыхания ежедневно проводила:

Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия — 5 минут.

Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке — 5 минут.

Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия — 5 минут.

Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии

Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием.

Особенно чувствителен к недостатку кислорода детский организм — отсюда кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате — общие тяжелые расстройства здоровья и физического развития.

Тренируя резкий, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. В результате двухнедельной тренировки вырабатывается новый динамический стереотип.

И наконец, для полноценного дыхания важное значение имеет хорошее развитие трапециевидной, большой и малой грудных мышц, мышц шеи и другой добавочной мускулатуры, принимающей участие в акте дыхания, а значит и речевой деятельности. Cвою работу буду продолжать и в будущем, так как гимнастика Стрельниковой имеет огромное значение по охране здоровья детей.

Литература

  1. Белякова Л.И., Дьякова Л.А. Логопедия. Заикание. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  2. Дыхательна гимнастика по Стрельниковой. Автор составитель Амосова Т.Ю.
  3. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. — СПб.: Корона, 2004.
  4. Лечебное дыхание. С.Дудниченко. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Физкультурные минутки. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
  6. Филичева, Т.Е., Чевелева, НА., Чиркина, Г.В. Основы логопедии. — М: Просвещение, 1989.
Просмотров: 822
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Воронина Лариса Павловна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Инна Юрьевна Токарева. Комплексы дыхательной гимнастики для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания
  • Мысягина Наталья Васильевна. Проект «Речевое дыхание-основа правильной речи»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы тема: «Почему у Медведя короткий хвост»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь