Егорова Татьяна Николаевна. Статья на тему «Мир открытий от ступеньки к ступеньке».

Статья на тему «Мир открытий от ступеньки к ступеньке».

(Развитие у детей младшего дошкольного возраста задатков исследовательских способностей)

Аннотация. Статья раскрывает реализацию проекта «Мир открытий от ступеньки к ступеньке», которая проводилась с детьми младшего дошкольного возраста, направлен на развитие исследовательских способностей детей, любознательности, пытливости, познавательной активности маленьких «почемучек».

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, детские исследования, детская любопытность, активность, интерес.

Егорова Татьяна Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад№146» г.Чебоксары.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Результаты исследований Л.А. Венгера, Н.А. Поддъякова, Ю.К. Бабанского и др. показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, но и их внутренние связи и отношения.

 

По результатам диагностирования, в начале учебного года выявилось большое количество детей с низким уровнем развития – 80%, со средним уровнем оказалось – 20%, с высоким уровнем – 0%.

Итак, необходимо было найти наиболее доступные средства для организации работы по данному направлению. Я предположила возможность использования объектов неживой природы (камень, глина, вода, песок) в познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Определила цель и задачи.

Цель: Развитие у детей младшего дошкольного возраста задатков исследовательских способностей в изучении объектов природы.

Задачи: Углубить представления детей о камнях, глине, песке, воде, об их свойствах и качествах, назначении и пользе, учить рассуждать по поводу результатов опыта; определять цель, основные действия по достижению, делать вывод о получившемся результате совместно с взрослым. Развивать наглядно — образное мышление, мыслительные операции, сенсорные эталоны, речевую активность, мелкую моторику мышц рук, наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, активный интерес к выявлению скрытых сторон объектов.

Анализ ситуаций внешних и внутренних факторов показал, что необходимо создавать условия: обогатить методическое обеспечение и развивающую среду. Кроме этого, диагностирование помогло понять, что для развития у детей исследовательских способностей, необходимо активно вовлекать родителей.

Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центры познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.

Мы с детьми и родителями начали оснащать «уголок» экспериментирования природным и бросовым материалом: камни разной величины, цвета, формы, фактуры, глина, песок, шишки, семена, скорлупа орехов, ракушки; картонные и пластиковые коробки, трубочки от сока, одноразовые стаканчики, клеенки, тарелочки, прищепки и т.д. Приобрели маленький глобус и лупы, сделали настенный календарь наблюдения за природой, игру «Четвертый лишний», «Волшебную коробку ощущений».

С родителями были организованы активные формы работы: родительское собрание, консультация «Значение познавательно – исследовательской деятельности», просмотр открытого занятия «Чудеса из глины», домашние задания (сделать совместную композицию из природного материала, придумать игру и назвать его, находить необычные камни, провести знакомый опыт дома).

Знания дети получали на специальных занятиях, которые проводились в две недели один раз, а так же в повседневной жизни (наблюдения, игры), и через различные виды деятельности (лепка, конструирование).

Работа с детьми данной возрастной группы была направлена, в основном, на создание условий, необходимых для сенсорного развития и мыслительных операций. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий: сочетала показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (использовала дидактическую игру типа «Чудесный мешочек»), сравнивали с детьми схожие и отличительные по внешнему виду предметы (дидактическая игра типа «Не ошибись»), учила детей сопоставлять факты и делать вывод, активно использовала опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?), загадки, описания, определения, методы ТРИЗ (игра «Хорошо-Плохо», моделирование маленькими человечками, «Противоположности», «Да – Нет»)

Основной формой совместной деятельности выбрала проблемно-игровую ситуацию. Материал в этом случае всегда содержал что-то новое, включая посильные и конкретные задачи, решение которых потребует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете. Темы были различны по содержанию: исследовательские, игровые, творческие. Например, игры-занятия «Удивительный песок», «Послушная глина», «Камушки, которые тают», «Волшебница вода», «Цветные камушки», «Секрет сосновой шишки» и т.д. Исследование организовывала от познавательного мотива (потребности) детей, затем выдвигались предположения, если это был опыт или эксперимент, проверяли, делали выводы. Так же для закрепления изученного материала проводила дидактические и настольно-печатные игры. Например, «Четвертый лишний», «Да – Нет», «Хорошо – Плохо», «Волшебная коробка ощущений» и т.д.

По результатам работы было проведено повторное диагностирование. С низким уровнем развития исследовательских способностей выявилось — 10% детей, со средним – 65%, с высоким 25%.

Я считаю, что организация познавательно – исследовательской деятельности утоляет жажду познания маленьких «почемучек», поощряет детскую любопытность, способствует развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Список использованной литературы.

  1. Бутузова В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — №2 -2009, с 42
  2. Киреева О,В, Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста. / Соврем. дошк. и началь. образ. – Спб., 2003. С.21.
  3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2006.
  4. Программа воспитания ребенка — дошкольника. — Чебоксары., 1995.
  5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной // Обруч. — №2
Просмотров: 213
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Люлечева Ирина Эдуардовна. Конспект занятия тренировочного типа на тренажерах для детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем двигательной активности.
  • Алтынгузина Альфия Альфридовна. Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Егошина Ольга Николаевна. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Алябьева Нина Ивановна. Развитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру Танграм
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Степанова Галина Федоровна. Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста»
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Хвостова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных средств в аппликации для развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь