О. В. Байдикова Н. А. Квитченко. Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • О. В. Байдикова учитель-логопед,
  • Н. А. Квитченко воспитатель,

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» Белгородская область, с. Ясные Зори

Аннотация

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Обращается внимание на дорожно-транспортную ситуацию на дорогах на сегодняшний момент. Выявляются причины детского травматизма на дорогах, а также анализируется роль семьи в его профилактики.

Ключевые слова

Детский дорожно-транспортный травматизм, транспортная культура, семья, поведение на дороге

 

Дорожно-транспортный травматизм – одна из первостепенных проблем мирового уровня, которая требует согласованных усилий для ее эффективного предупреждения. Особое значение имеет детский дорожно-транспортный травматизм. Статистические данные свидетельствуют о том, что на дорогах России ежегодно погибают и получают травмы в ДТП до 27 тыс. детей и подростков. Чаще всего это связано с низким уровнем информативности детей о поведении на дороге. [3]

Транспортная культура – это форма жизнедеятельности человека и его взаимоотношения с окружающей средой с максимальным уровнем безопасности транспортного процесса и всех его участников. Проблема формирования транспортной культуры заключается в том, что находясь в транспортной среде без специальных знаний, молодое поколение находится в условиях неподготовленности к безопасному поведению в этой среде.

В настоящий момент вопросам подготовки детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении уделяется мало внимание. Одним из ключевых решений проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизм является организация непрерывной системы подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах различного типа. Такая подготовка должна стать базовым компонентом общей системы формирования транспортной культуры.

Детский сад может помочь – дать определенные знания, но основная нагрузка ложится на родителей. Они имеют наибольшую возможность научить ребенка вести себя на дороге, правильно подготовить к дорожно-транспортному движению на улицах. Нередко причиной происшествий являются и сами дети, которые не спешат использовать полученные знания.

Для того чтобы обучение детей правилам дорожного движения было эффективным, необходимо учитывать следующие принципы: систематичность, последовательность, наглядность. Формы проведения обучения могут варьироваться с учетом возрастных особенностей ребенка и сложности изучаемой темы. Методика работы должна включать не только формы, но и комплекс педагогических методов, основной целью которых является превращение знаний о правилах дорожного движения в убеждения, на основе которых сроится безопасное поведение ребенка на дороге.

Выделяют физиологические и психологические причины детского дорожно-транспортного травматизма. К психологическим относят:

  1. Отсутствие знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т. е. ребёнок основывается в своих действиях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные).
  2. Рассеянность ребенка. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете.
  3. Отсутствие ответственности за собственное поведение на дороге. Ребенок не понимает к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично.

К физиологическим относят:

  1. Невозможность распознать источник звука (ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков).
  2. Узкое поле зрение (сектор обзора ребёнка намного меньше, он видит только то, что находится напротив).
  3. Замедленная реакция (у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды).
  4. Ненадёжная ориентация «налево – направо» (она приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте).

Таким образом, главной проблемой детского травматизма можно выделить невозможность увидеть скрытую опасность, что является характерным для детей. В таком случае проведение бесед с детьми будет недостаточным, потому что первостепенную роль играют рефлексы и привычки, а теоретические знания служат как основа. По этой причине каждый выход с родителями на улицу должен помогать формированию у ребенка навыков ориентирования в дорожно-транспортной среде.

Список литературы:

  1. Акимов, В. На автодорогах как на войне / В. Акимов, Ю. Соколов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. — №4. — С.29
  2. Котик, М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения / М. А. Котик. – Москва. – 1987
  3. Якупов, А. М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении – базовый элемент системы формирования транспортной культуры / А. М. Якупов // Жизнь и безопасность. – 2005. — №1/2. – С. 359 — 374
Просмотров: 382
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Григорьева Юлия Александровна. «Обучение детей безопасному поведению на дороге и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма»
  • Серебренникова Н.В. Филимонова Д.И.. Акция – как инновационная форма работы с родителями в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
  • Зубарева Ольга Викторовна. Акция – как инновационная форма работы с родителями в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Система работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
  • Семёнова Нина Евгеньевна. Система работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма
  • Редактор. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
  • Ирина Владимировна Рогозина. Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма и других опасных ситуаций .
  • Жигарева Алена Сергеевна. Досуг с участием родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука»
  • Лена Бесмертная. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Арбузова Виолетта Генриховна. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Елена Сологубова. Буклет 'Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма'
  • Шеянова Галина Ивановна. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
  • Кузьмина Инна Михайловна. План мероприятий по профилактике безопасности дорожно — транспортного травматизма в подготовительной группе
  • Буйских Галина Викторовна, Тихомирова Елена Владимировна,Замышляева Вера Николаевна. Социальный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
  • Овечкина Наталья Владимировна. Проект «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в темное время суток»
  • Габдрахманова Миляуша Рафиковна. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в совместной деятельности во второй младшей группе.
  • Васильева Виктория. Открытое занятие в подготовительной группе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасные дороги – детям». Тема: «Путешествие с Мери Поппинс»
  • Ирина Николаевна Логачева. Работа с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников
  • Фомина Ирина Олеговна. ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДЕТСКОМ САДУ.
  • Бубнова Оксана Сергеевна Маковецкая Мария Николаевна Мартынова Людмила Викторовна. Проект «Знакомство современного ребёнка с окружающей дорожно — транспортной средой»
  • Норкина Елена Юрьевна. Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»
  • Даневич Людмила Анатольевна. Конспект театрализованного представления по профилактике детского дорожного транспортного травматизма «Веселый друг – Светофорчик»
  • Индюкова Наталья Викторовна. Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».
  • Хомутникова Надежда Романовна. Конспект ООД по обучению правилам дорожного движения в младшей группе «По дороге в детский сад».
  • Смольская Надежда Юрьевна, Диктовная Альбина Михайловна, Малиновская Анна Владимировна. Методическая разработка на тему профилактика детского дорожного-транспортного травматизма и пропаганды правила дорожного движения.
  • Ченцова Ольга Николаевна. Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Чуркина Анна Иннокентьевна. Отчёт о проведении профилактических мероприятий по случаям детского травматизма на железной дороге
  • Галаева Ирина Владимировна. Конспект занятия по безопасности дорожного движения в младшей группе детского сада, для детей с трудностями в обучении «Наш друг-светофор»
  • Ляпина Елена Васильевна. Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»
  • Набиева Эльза Финатовна. Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь