Индюкова Наталья Викторовна. Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».

Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».

(из опыта работы)

Особое место в формировании полиэтнической культуры дошкольников отведено детскому саду, ведь именно здесь закладываются основы мировоззрения ребёнка, и главной задачей воспитателя является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Наш детский сад посещают дети разных национальностей, пришедшие из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, с несформированным национальным самосознанием и мы окружаем речевой средой своих воспитанников. Чтобы воспитать гармоничную личность в детях разных национальностей, обучающихся в дошкольном учреждении, необходимо учитывать в педагогической практике, с одной стороны, сложившуюся национальную систему воспитания детей титульной нации, а, с другой стороны, помогать адаптироваться детям-мигрантам в новое сообщество с учетом традиций и культуры титульной нации, сочетая ее с традициями народов, которых представляют дети-мигранты.

 

Система обучения позволяет нам в условиях дошкольной организации формировать у детей представления о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций к культуре и традициям русского народа. Как же это сделать?

На самом деле всё просто. Нужно научить ребёнка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире, воспитывать гордость, уважение к особенностям родного края, своей Родины. И театрализованная деятельность – это наиболее удачный способ приобщения к национальной культуре, а также хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности. Также театрализованная деятельность рассматривается как важное средство развития детской речи, поскольку в ней совершенствуются все его стороны: словарь, звуковая культура речи, грамматический и интонационный строй, связная речь.

Поэтому в своей работе по формированию языковой культуры речи я выбрала театрализованную деятельность.

Мною создан кружок «Сказка» по театрализованной деятельности в средней группе, целью которого является воспитание чувства гордости и любви к России, к ее народной культуре и людям, создающим ее.

При создании кружка перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь.
  2. Накопление художественно-речевого опыта детей.
  3. Знакомство с русской культурой через сказки, произведения малого фольклора, народные праздники.
  4. Усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
  5. Привлечение родителей к активному участию в реализации конечного продукта работы кружка – постановок детских русских народных сказок, фольклорных праздников изготовлению костюмов и атрибутов.
  6. Установление сотрудничества с другими учреждениями.

Работа кружка предполагает проведение четырех занятий в месяц, во второй половине дня, продолжительностью 20 минут. На занятиях дети рассматривают русские национальные костюмы, сравнивают их с национальными костюмами других народов, ищут сходство и различие. Готовят театральные постановки русских народных сказок, адаптированные для большего количества участников. Например, в прошлом году были поставлены и представлены на суд зрителей (дошкольников, родителей) следующие музыкальные спектакли: «Избушка ледяная и лубяная», «Теремок». В ходе подготовки к спектаклям дети отгадывают загадки на содержание сказок, разучивают роли-диалоги и роли-монологи, что способствует развитию культуры речи.

Развитие речи также осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни. Театрализованные игры используются мною в ходе непрерывно образовательной деятельности; стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки). Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

Большую роль в развитии речи у детей играет фольклор, народные игры, которые я использую в совместной деятельности с детьми. Большое место отвожу формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого в режимных моментах использую шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки. На прогулке дети проверяют народные приметы, с радостью играют в народные игры с использованием текста ( «Волк и гуси», «Прятки»).

В своей работе организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

В группе создан «Уголок речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

- Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

- На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

- В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Театрализованная деятельность используется в самостоятельной деятельности детей. В группе создан «Театральный уголок», где представлены различные виды театров: (би-ба-бо, пальчиковый, театр масок, театр резиновой игрушки и т. д.).

Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческие способностей. Развивается социальная активность детей, память и воображение, формируются чувство коллективизма, коммуникабельность.

Особое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с семьей. Родители являются не только зрителями или сторонними наблюдателями, но и участвуют в работе над театрализацией. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, разучивают роли, читают книги, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработаны консультации для родителей: «Роль народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Семейный музей» и др.

Просмотров: 161
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Романова Светлана Викторовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные, пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшинчик»
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  • Мария Викторовна Замятина. Развитие речи детей, через театрализованную деятельность.
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Рябкова Анастасия Михайловна. Развитие речи. Чтение русских народных сказок:
  • Бреднева Елена Николаевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Русские народные сказки»
  • Яковлева Светлана Александровна. Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Попова Ольга Степановна. Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы - «Малыши спешат на помощь»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь