Упражнение «Помогаем маме: чьи это вещи?»

Возраст: ранний.

Цель: научить детей употреблять притяжательные прилагательные («мамина», «папина») и притяжательное местоимение («мой») в сочетании с существительными, называющими предметы одежды, обувь, другие личные вещи людей.

Задачи:
  • закрепить первичные (бытовые) представления детей об отношениях между субъектом и объектом обладания на примере отдельных предметов одежды и обуви (мамины тапочки, папина кепка и т.п.);
  • закрепить в активном словаре детей слова-определения, связанные с качественными различиями между предметами (большой – маленький);
  • активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «Одежда», «Обувь», «Семья», «Бытовые предметы»;
  • учить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;
  • учить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять важное слово, уже названное взрослым).

Оборудование: некоторые личные вещи родителей (тапочки, перчатки, шарфы, шапки, очки, расческа, газета, губная помада и т.п.), любимая игрушка из дома для каждого ребенка и его личные вещи, коробка для этих вещей.

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Сообщите детям, что сегодня каждый из них будет помогать своей маме: «Света! Твоя мама ушла на работу. А мы ей поможем по дому: найдем вещи из вашего дома в этой коробке. Скажешь: Вот!, когда увидишь что-то свое, мамино или папино».

Предварительно вещи специально отбираются и складываются в коробку. В зависимости от возраста детей меняется количество и состав сложенных вещей. Для ребенка в возрасте от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. таких предметов может быть два – четыре, ближе к двум годам допустимо класть в коробку до шести предметов для одного ребенка, после двух лет словарный запас детей значительно возрастает, и это позволяет складывать в корзину много предметов.

Можно складывать в коробку вещи сразу нескольких детей, но лучше это делать не в равной пропорции (больше вещей должно принадлежать членам семьи ребенка, который получил это задание). Наиболее простой и доступный набор для этого занятия, как правило, содержит парные одноименные вещи (детские, папины и мамины тапочки и перчатки), в него добавлены так называемые лишние вещи: например, чужой ботинок, шарф, шапка.

Надо очень внимательно подойти к выбору предметов для этой игры, внимательно изучить список слов, понимаемых и употребляемых каждым ребенком, потому что ошибки детей могут быть связаны с неправильным подбором вещей. Например, если в пассивном, а тем более в активном словарном запасе ребенка содержится слово «ключи», а вы положите в коробку связку чужих ключей как лишний предмет, то ребенок, скорее всего, узнает в них именно свои ключи и произнесет слово «вот». Он знает этот предмет, его назначение в своем доме, а форма и количество ключей на связке для него еще не так важны.

Отобранная ребенком из коробки одежда и обувь выкладывается перед ним на столе, а затем делится на две группы: большую и маленькую. Для этого ребенку задается вопрос в альтернативной форме: «Это большое или маленькое? Тапочек большой или маленький? Шапка большая или маленькая?» Если ребенок ошибается и, например, называет любую родительскую вещь маленькой, то переспросите его с выразительной интонацией: «Маленькая? Эта вещь маленькая? Подумай!», а потом еще раз повторите альтернативный вопрос.

Когда все вещи разложены, то большие вещи также при помощи альтернативного вопроса делятся на мамины и папины: «Тапочки мамины или папины?» В качестве правильного ответа принимается употребление ребенком облегченного слова типа «мами», «папи».

В заключение ребенку показывают мамину губную помаду и спрашивают: «Это папино?» Надо получить отрицательный ответ в виде слова «нет» в сопровождении соответствующего жеста головой или рукой.

Когда каждый ребенок таким образом разложит свой набор одежды из коробки, то на столе останутся только детские вещи. Можно попробовать разделить их между детьми при помощи вопроса: «Чье это?» Однако надо помнить, что притяжательные местоимения «мое», «мой» в речи большинства детей появляются только к двум годам. Поэтому для детей младшего возраста вполне допустимо в качестве правильного ответа принимать жест (ребенок показывает рукой на себя, прижимая ладонь к груди, – этому жесту детей надо предварительно научить).

В конце занятия рекомендуется еще раз закрепить слова «мамина», «папина» при совместном говорении вместе с ребенком фраз типа: «Это тапочки ... папины». Хорошо говорящие дети притяжательное прилагательное в конце фразы могут произносить самостоятельно.

Просмотров: 2313
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Байка «Дети обнажают ложь родителей»
  • Занятие «Оденемся на прогулку»
  • Игра «Главное, чтобы костюмчик сидел»
  • Игра «Едем в гости» («Поезд»)
  • Игра «Играем в мяч»
  • Игра «Птицы прилетели»
  • Игра «Это мое!»
  • Упражнение «Большие и маленькие»
  • Упражнение «Веселая семейка»
  • Упражнение «Ветер: соловей-разбойник»
  • Упражнение «Где живут животные?»
  • Упражнение «Готовим угощение для птиц и зверей»
  • Упражнение «Делаем кормушку для птиц»
  • Упражнение «Детеныши»
  • Упражнение «Дом и его части»
  • Упражнение «Звучащая игрушка: музыкальные шарики»
  • Упражнение «Зимняя одежда: собираемся на прогулку»
  • Упражнение «Игрушки: мячики и кубики»
  • Упражнение «Инструменты: молоток»
  • Упражнение «Как зимовали мышка и мишка?»
  • Упражнение «Мыльные пузыри»
  • Упражнение «Праздник Прощание с зимой. Масленица»
  • Упражнение «Прятки: ку-ку»
  • Упражнение «Семья»
  • Упражнение «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»
  • Упражнение «Соберемся под елочкой»
  • Упражнение «Собираем букет для мамы»
  • Упражнение «У нас гости!»
  • Упражнение «Фрукты: яблоко и апельсин»
  • Упражнение «Что мы видели зимой?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь