Упражнение «Детеныши»

Возраст: ранний.

Цель: научить детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это в их речевой продукции (повторение некоторых названий за взрослым или их использование в инициативном высказывании самого ребенка).

Задачи:
  • привлечь внимание детей к общим принципам словообразования при назывании детенышей наиболее известных животных и птиц (корова – теленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, курица – цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок);
  • закрепить в пассивном словаре детей названия детенышей животных;
  • активизировать употребление прилагательных с противоположным смыслом «маленький – большой»;
  • научить детей на слух различать голоса животных и их детенышей (особенно высокие и низкие тоны);
  • тренировать детей в умении продуцировать гласные звуки разной высоты и громкости (изолированно, в слогах, в слоговых цепочках).

Оборудование: картинки с крупными изображениями животных и птиц, а также их детенышей (корова – теленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, курица – цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок), стол, стульчик.

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Это занятие проводится по картинкам. В реальной жизни маленькие дети, выросшие в городе, как правило, видели большинство животных и птиц только на картинках, поэтому занятие проводится с привлечением иллюстративного материала, хотя целесообразно использовать и другие средства наглядности: деревянные пазлы – вкладыши в форме животных и птиц, муляжи, игрушки. Из домашних животных, если не считать собачку и кошечку, наиболее знакомы малышам курочка и лошадка («ко-ко», «цыпа», «го-го», «асадка»).

В начале занятия рассмотрите вместе с детьми картинки: корова – теленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, курица – цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок. Назовите каждое животное и птицу и одновременно покажите его на картинке. В зависимости от индивидуального лексического запаса детей, участвующих в занятии, им поочередно показывается 3-6 картинок. Обратите внимание, что на этом занятии не проводится ознакомление с новым материалом, поэтому количество рассматриваемых животных и птиц строго ограничивается объемом накопленного детьми пассивного словаря.

Речевая инструкция: «Посмотрите на картинку. Здесь нарисована птичка. Это курица. Вот ее голова. (По очереди показываете и называете основные части тела птицы: голову, туловище, хвост, лапки, крылья.) А вот это клюв. Курочка клюет зернышки».

Когда рассказ о курочке закончен, можно попросить одного ребенка повторить его еще раз, вместе со взрослым. При повторном рассказе делаете паузу перед тем, как назвать одну из частей тела, показывая ее на рисунке, и этим вы стимулируете ребенка самостоятельно назвать нужное слово (в облегченной форме). Пример речевой инструкции: «Это курица. Вот ее ... (голова)».

Ребенку, который избегает называть части тела, задание при повторном совместном пересказе дается в другой форме: называете часть тела животного или птицы, а ребенок ее показывает на рисунке. Речевая инструкция: «Вот курица. У курицы есть голова. Ваня, покажи: где голова у курицы? (Выделенное курсивом слово в вопросе произносится очень выразительно.) А теперь покажи, пожалуйста, где хвост у курицы». Однако в дальнейшем на индивидуальных занятиях надо обязательно активизировать эти слова в речи ребенка и добиться хотя бы их совместного с взрослым произнесения.

Когда закончено называние птицы и частей ее тела (или животного и частей его тела), можно переходить к знакомству с детенышами. Для этого перед детьми на стол последовательно выкладываются и называются все картинки с каждым животным (или птицей) и его детенышем.

Речевая инструкция: «Курица большая. А это ее цыпленок. Цыпленок маленький, а курица большая. Вот утка. А это ее утенок. Утенок ... (маленький), а утка ... (большая). А это гусь (здесь мы специально не используем форму гусыня, которая грамматически более подходит, но не является такой распространенной в речи взрослых, обращенной к маленьким детям). А это гусенок. Гусь большой, а гусенок ... (маленький)».

Надо стремиться к тому, чтобы все дети заканчивали фразу взрослого подходящим по смыслу прилагательным. Как правило, в начальном детском лексиконе прилагательные представлены в виде облегченных слов с усеченными окончаниями («мася», «баая»), поэтому приведенные в скобках примеры детской речи являются достаточно условными, и в ситуации реального общения согласования прилагательных по роду существительных, конечно, еще не наблюдается. Если кто-то из детей затрудняется в подборе нужных по смыслу прилагательных, надо помочь ему, подсказав нужное слово с помощью соответствующего жеста или проговорив его вместе с ребенком. При этом слова «большой – маленький» при общении с маленькими детьми взрослым следует произносить с различной интонацией (многие родители интуитивно именно так говорят со своими детьми).

Когда детям будет предъявлено не менее трех пар (мать – детеныш), необходимо попросить каждого ребенка самостоятельно показать на нескольких картинках изображения мам и их детенышей.

Речевая инструкция: «Ваня! Помоги мне! Вот это курица. А где ее цыпленок? Покажи мне, пожалуйста! Вот утка! А где ее утенок?» Обратите внимание на то, что называние детенышей не является актуальной задачей для детей, только начинающих говорить, однако они должны уметь соотносить взрослых птиц и животных с их детенышами (понятие «большой – маленький») и уметь показать цыпленка, утенка на картинке рядом с его мамой.

Затем можно предложить детям собрать деревянный пазл «Цыпленок» (задание: вставить вынутую на глазах у ребенка одну часть тела птенчика в уже собранный пазл). Речевые задания и инструкции при работе по картинкам с домашними животными даются аналогично приведенным примерам для птиц. Все шесть пар мать – детеныш рассматриваются на одном занятии только вместе с детьми с хорошим словарным запасом, которые хотя бы с помощью звукоподражаний могут назвать всех птиц и животных.

После проведения этого занятия индивидуально с каждым ребенком надо отработать:

1) умение произносить не только с помощью звукоподражаний и жестов, но и облегченными словами:

  • название животных и птиц. Приведем пример фразы для совместного проговаривания: «My! говорит ... корова (ова, ко, аова)»;
  • названия действий, характерных для птиц (летает, клюет, плавает). Приведем пример фразы для совместного проговаривания: «Курочка клюет, и цыпленок ... (клюет)»;

2) навык различения на слух голосов животных и их детенышей:

  • по произношению (курица – «ко-ко», цыпленок – «пи-пи»);
  • по высоте («My!» – низким голосом произносит логопед, демонстрируя сначала, как говорит корова. «My!» – затем логопед показывает, как высоким голосом откликается теленок);

3) умение подражать голосам «больших и маленьких», произнося отдельные гласные, слоги, серии слогов (в зависимости от индивидуальной речевой активности каждого ребенка).

Просмотров: 6021
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Занятие «Зоопарк»
  • Игра «Едем в гости» («Поезд»)
  • Игра «Играем в мяч»
  • Игра «Птицы прилетели»
  • Игра «Чей это голос?»
  • Упражнение «Большие и маленькие»
  • Упражнение «Веселая семейка»
  • Упражнение «Весенние песни»
  • Упражнение «Ветер: соловей-разбойник»
  • Упражнение «Где живут животные?»
  • Упражнение «Готовим угощение для птиц и зверей»
  • Упражнение «Делаем кормушку для птиц»
  • Упражнение «Дождь в городе»
  • Упражнение «Дом и его части»
  • Упражнение «Домашняя птица: курочка»
  • Упражнение «Игрушки: мячики и кубики»
  • Упражнение «Инструменты: молоток»
  • Упражнение «Как говорят инструменты: ножницы»
  • Упражнение «Как зимовали мышка и мишка?»
  • Упражнение «Кто у кого»
  • Упражнение «Мать и дитя»
  • Упражнение «На прогулку в лес»
  • Упражнение «Найди свою маму»
  • Упражнение «Одежда: одеваем куклу на прогулку»
  • Упражнение «Семья»
  • Упражнение «Соберемся под елочкой»
  • Упражнение «У нас гости!»
  • Упражнение «Что делают звери и птицы весной?»
  • Упражнение «Что мы видели зимой?»
  • Упражнение «Что сказали звери?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь