Бочкова Елена Валерьевна, Гимадиева Наталья Андреевна. Консультация на тему: «Стили семейного воспитания и роль семьи в решение вопроса профилактики нарушения речи».

Консультация на тему: «Стили семейного воспитания и роль семьи в решение вопроса профилактики нарушения речи».

Становление личности человека – сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Интерес к процессам взаимодействия людей в различных человеческих общностях зародился на ранних этапах общественного развития. В истории педагогики семейному воспитанию уделялось немалое внимание. Ещё древние мыслители отмечали воспитательное значение семьи. Большое внимание семейному воспитанию уделяли в своих трудах Демокрит, Аристотель, Квинтилиан. Теория послушания и приоритет семейного начала лежали в основе воспитания в древнем Китае. Известный чешский педагог Я. А. Коменский первым разработал теорию семейного воспитания. Огромное значение семьи в воспитании ребёнка отмечали в своих работах отечественные философы, учёные и педагоги. Ещё великий князь Киевской Руси Владимир Мономах главную роль в воспитании отводил семье. Тема семейного воспитания нашла отражение в произведениях Добролюбова, А.С. Макаренко, В.Ф. Одоевского, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского и других.

 

«Семейное воспитание – дело величайшей важности,» — писал Герцен. При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания». Сторонником семейного воспитания был и гениальный русский писатель Л.Н. Толстой.

Для развития русской общественной мысли о семейном воспитании стали работы замечательного русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. В его трудах впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Современные педагоги единодушно отмечают огромную роль семейного воспитания в развитии личности ребёнка.

В семье закладываются основы физического и умственного развития, трудового воспитания, формируется мировоззрение ребёнка, воспитывается его эстетический вкус. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, ребёнок должен быть уверен, что его кто – то очень любит, и чувствовать такую же безграничную любовь в ответ. Такая любовь создаёт чувство защищенности, душевного комфорта. Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно – воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику.

Характеристикой и условием семейного воспитания является его стиль. В современной практике семейного воспитания выделяется три стиля: авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью. Угрозы, понукания, принуждение – вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищённости. Психологи утверждают, что это ведёт к внутреннему сопротивлению, которое проявляется внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они больше слушали». Контакты с детьми у таких родителей – явление – чрезвычайно редкое: воспитание они поручают бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребёнка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость. Как правило, при авторитарном стиле завышаются требования к ребёнку. От него требуют не только реализации всех правил поведения, но и отличные успехи в любом виде обучения (шахматы, музыка, фигурное катание и проч.) Невозможность соответствовать всем требованиям родителей вызывает постоянное, эмоциональное напряжение ребёнка. Любые речевые ошибки, в том числе и запинки, вызывают строгие замечания родителей, тем самым они фиксируют внимание ребёнка на такие недостатки речи, как повторы, спотыкания, что является абсолютно противопоказанным.

Попустительский стиль воспитания, в противовес авторитарному, отменяет наказания, порицания, моральные нравоучения, а вместе с ним и требования. Родители предоставляют ребёнку все возможности для его развития. Рамки дозволенности расширены до крайних пределов. С ребёнка снимается всякого рода ответственность. Эти дети много часов могут проводить перед телевизором, компьютером, что приводит, с одной стороны, к психической и эмоциональной перегрузке, а с другой стороны – к гиподинамии.

Ребёнок, воспитанный в этих условиях в этих условиях, не подчиняется требованиям детского сада, а в дальнейшем – и школы. Эти дети не доводят до конца задуманное и оставляют начатое дело на половине, как только возникают затруднения. Развитие волевых качеств у такого ребёнка затруднено. Ребёнок не способен регулировать своё поведение. У детей, находящихся в условиях попустительского стиля воспитания, с трудом формируется мотивация к обучению. Не умея прилагать волевые усилия, такой ребёнок не получает результата, который бы его удовлетворил и, в свою очередь, стал бы стимулом дальнейшего обучения, а следовательно, и развития. Занятия с логопедом у таких детей бывают малорезультативными. Такой стиль воспитания у детей с фактором риска заикания является неблагоприятным.

Демократический стиль воспитания подразумевает оправданные сочетания поощрения и наказания, свободы выбора и ограничения, осознания не только прав, но и обязанностей. При демократическом стиле воспитания создаётся обстановка доверия между родителями и ребёнком. Объяснение ребёнку необходимости выполнения тех или иных требований, возможности решения конфликтов на рациональном уровне способствует эмоциональной стабильности ребёнка, выработке тех качеств личности, которые позволят ему в будущем иметь высокую степень развития социальной адаптации.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьёй предстоит иметь дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.

Семья – это удивительный социальный организм, в глубине которого причудливым образом проявляются сложные процессы. Один Американский писатель сказал, что: «Семейная жизнь подобна зале с превосходной акустикой». Дети не только слышат слова, они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами. И главное, они узнают, что их родители действительно любят, а что действительно призирают. Создание дружелюбной, теплой обстановки в семье позволяет конструктивно решать конфликтные ситуации, не вызывая обиды и эмоциональной напряжённости ребёнка. Именно семья реализует все те воспитательные мероприятия, которые позволяют снизить значимость факторов риска речевых нарушений (заикания — например). Особым образом должно быть организованно речевое общение ребёнка с ближайшим окружением. Прежде всего это касается эмоциональной окраски голоса (голос спокойный, интонация дружелюбная, доверительная, уважительная). Нормативное звукопроизношение взрослых даёт образцы детям для подражания, формирует звуковую культуру речи. Нельзя общаться с детьми, используя их лепетный язык.

Зарубежные исследователи обращают внимание на связь между тесными и теплыми взаимоотношениями матери и ребёнка в младенчестве и большой самостоятельностью ребёнка в раннем детстве. Было установлено, что для детей, растущих в атмосфере отвержения, характерны повышенная аффективность, агрессивность, более высокая возбуждаемость. По данным В.И. Гарбузова, дети со временем начинают оценивать неприятие как агрессию со стороны родителей, оно становиться хронической психотравмой.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико – артикуляционные связи. У детей с проблемами акустико – артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения. Дети с фонетико – фонематическими недостатками почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту. По этому критерию дети делятся на две группы:

  1. Болезненно относящиеся к своему речевому дефекту.
  2. Безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.

Причиной болезненного отношения к своему дефекту может быть: — сравнение своей речи с речью других детей; -насмешки детей над дефектом речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием; -укоры родителей и близких родственников.

Причиной безболезненного отношения может быть: — неосознанность своего дефекта; — отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребёнка; — попустительское отношение родителей к дефекту ребёнка. Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут и он им не мешает; либо родители считают, что речь – это не самое главное в жизни.

В любом случае на отношение ребёнка к своему речевому статусу, огромное влияние имеет отношение родителей и конечно же стиль воспитания. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка можно избежать многих проблем.

Таким образом, семья играет огромную роль в воспитании ребёнка и преодолении его речевых недостатков.

Литература:

  1. Л.В. Байбородова. Взаимодействие школы и семьи: учебное пособие/ Людмила Байбородова – Ярославль, 2003.
  2. Т.В. Волосовец. Основы логопедии. М.: Академия, 2000 – 200с.
  3. Ю.Ф. Гаркуши. Ребёнок, раннее выявление отклонений в развитии речи: Учеб. Пособие. -М, 2003 г.
  4. Е.М. Мастюкова. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва.
  5. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. / Под редакцией И.П. Подласый. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г.

Подготовили: учителя-дефектологи

Бочкова Елена Валерьевна

Гимадиева Наталья Андреевна

Просмотров: 607
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Лах Ильмира Ильясовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
  • Саакян Ануш Мельсовеа. Консультация для родителей Тема: «Основные правила семейного воспитания»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Филиппова Эльмира Равилевна. Консультация для родителей - 'Роль воображения в развитии современной личности ребёнка'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Лебединская Людмила Анатольевна. Консультация для родителей по физическому воспитанию «Роль утренней гимнастики в развитии ребёнка дошкольного возраста»
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Командин Евгений Николаевич. «СТИЛИ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» (конспект родительского собрания в старшей группе)
  • Хазиева Юлия Николаевна. Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Скворцова Наталья Владимировна. Конспект родительского собрания «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»
  • Трушакова Екатерина Валерьевна Храмова Анна Вячеславовна Полуян Ирина Геннадьевна. Воспитание детей начинается с воспитания родителей.
  • Елена Журавлёва. Развитие речи ребёнка в условиях ДОУ и семьи
  • Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Памятка для родителей по трудовому воспитанию: «Как приобщать ребёнка к труду».
  • Гилязутдинова Ильсияр Василовна. «Проблемы семейного воспитания»
  • Килина И.Ю., Щербакова Н.С., Сорокина А.А.,. «УРОКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
  • Босикова Марина Романовна. Традиции семейного воспитания
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь