Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника

 Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольникаДети рассматривают иллюстраций к русским народным сказкам

Условия возникновения и становления опыта.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности.
  Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
  Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.
  Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.
 Начав работу в детском саду в 2006году  в старшей группе с детьми которые до этого не посещали сад, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость , жестокость, самолюбие, то есть духовно – нравственные качества у многих отсутствуют.  Передо мной стала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми,  отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

  Познакомившись с литературой  о духовно – нравственном воспитании, я  поняла, что духовно – нравственные качества личности  можно развить  с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны  чистотой и непосредственностью.
Знакомство с этими произведениями всегда обогащают и облагораживают. Именно эта возникшая проблема и определила тему моего педагогического  исследования «Устное народное творчество как фактор развития духовно- нравственных качеств личности дошкольников»
      Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь    со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить,    разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
   Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.
   А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому, что искусство, литература – богатейший источник,  побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
   Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
   Произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
   Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок.
   Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
   В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки.

ПОТЕШКИ
  Я  ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все же выполняют все с интересом.
   Например:
По синю, морю корабль бежит,
Серый волк на носу сидит,
А медведь паруса крепит,
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит
- Как бы зайку украсть,
- Как бы веревку сорвать.

   Но потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес»
   Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.
Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах
Например: При умывании детей 2-3 лет
 ран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
  Хорошенько!
Мойся шейка
Во время еды:
Умница Катенька
ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую
 более старшем возрасте 4-6 лет используются  потешки как  пальчиковые игры

(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот  пальчик — в лес пошёл,
Этот  пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот  пальчик — ляжет тесно,
Этот  пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
 

ПОСЛОВИЦИ  И ПОГОВОРКИ.

  В более, старшем возрасте 4-5 лет  автор опыта  использует пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
   Например:
Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит».
«Одна пчела много меду не натаскает».
   Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д.


ЗАГАДКИ
  Загадки – полезное упражнение для детского ума.  Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто.
Учить отгадывать загадки  начинала так. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку.
      Например:
 При проведении занятия в младшей группе по теме « Животные» «Идет               мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, копытами постукивает».
«На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте
      узоры, на ногах шпоры»
      Дети быстро отгадывали загадки, так как предметы находились перед            глазами. Каждый раз усложняя, не показываю игрушку, дети, ошибаясь,   находили ответ.
       В средней группе  продолжая знакомить детей с домашними  животными,  загадываю такую загадку:
«Посреди двора
Стоит копна:
Спереди -  вилы
    Сзади -  метла                
   ( корова)






Вместо  хвостика,-  крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок  вертлявый.                              (Поросенок)

В старшей группе дети знакомятся с экзотическими животными
Закрепляя о них знания  можно загадать такие загадки- рифмовки:
Вот зеленое бревно
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …………..    (Крокодил )

Он ходит,  голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…….. (Жираф)
Загадки можно использовать на любом занятии, а также на прогулках , например  зачем мы сегодня будем наблюдать:
«Белая простыня
Всю землю обошла»      (Облако)

И зелен, и густ-
На грядке вырос куст.
Начали щипать –
Стали плакать и  рыдать.  (Лук)

Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорки.
Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние.  Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь».
Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в  правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.
 Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл:

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.


От топота копыт
Пыль по полю летит.


Заяц Егорка свалился в озерко.
Бегите к озерку, спасайте Егорку!

   Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Дети в возрасте 4-5 лет очень любят скороговорки. Чтобы речь развивалась, нужно следить за четкостью произношения каждого звука.
Например:
Проработка звука «Р», «Л»

Толкал лапой  Полкан палку,
Полкан палку толкал лапой.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Ел Валерик – вареник,
А Валюшка  ватрушки.

«ч» «щ»
Чайные блюдца легко бьются.
Чем чаще чищу, тем чашка чище!

Считалки.
 Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере    развивают считалки.
Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Требования считалки разнообразны и редко повторяются,  например:
В считалке

 «На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич, Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Нужно правильно ответить на вопрос: «Кто ты такой»
Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний:

Катилась торба
С высокого горба;
В этой торбе:
Хлеб, пшеница
С кем хочешь,
С тем поделился.

Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!

Сказки.

    Помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
   Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказки используются во всех возрастных группах.   
В младшей группе автор опыта использует следующие сказки:
Колобок, Теремок. Гуси-Лебеди, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Жихорка, Лисичка сестричка и волк, Петушок и бобовое зернышко, Чудесный платочек.
В старшей группе автор использует народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный.
Заяц – хвастун, Финист- Ясный сокол, Сивка- бурка,
Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушай родителей, Уважай старших и т. д.) но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например:
Сказка «Репка», «Теремок», учит  детей  быть дружными  трудолюбивыми,
«Гуси лебеди», «Сестрица-  Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей.
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Головчинская общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района.
Костенко Светлана Вячеславовна воспитатель дошкольных групп  при Головчинской СОШ. 2010 год


 

Просмотров: 723
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Пологих Светлана Альбертовна. Консультация для педагогов Тема: Жеребьевки и считалки как «игра перед игрой».
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Ларионова Ирина Александровна. Сценарий развлечения по развитию экологической культуры «Как прекрасен этот мир»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Пономарёва Наталья Васильевна. Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Кременская Елена. Конспект открытого комплексного занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе «Кто построил этот дом?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Цветкова Людмила Александровна. Непрерывная образовательная деятельность для детей 5-6 лет «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Семашкова Вера Николаевна. Конспект занятия «Формирование духовно – нравственной культуры у дошкольников». Тема: «Что такое доброта»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь