Хохлова Юлия Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЬНИКА».

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ. ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЬНИКА».

  • Ольга Юрьевна Крылова, кандидат пед. наук, заведующая кафедрой педагогического образования Серпуховского филиала АНО ВПО НИЕВ,
  • Юлия Геннадьевна Хохлова, педагог-психолог МДОУ №8 «Яблонька», г. Серпухов.

Современная система отечественного дошкольного воспитания всё более ориентируется на инновационные стратегии в поиске новых подходов, направленных на развитие гармонично развитой личности. Одним из наиболее актуальных направлений выступает потребность в развитии познавательной сферы, развитие личностных качеств и творчества формирующейся личности. Немаловажным аспектом является и развитие мелкой моторики. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

 

Скачать конспект

Дошкольный возраст – период активного развития и формирования познавательной сферы ребёнка. Такие психические процесса как внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь являются основными качественными характеристиками интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний.

Предлагаемый курс занятий осуществляется в течение трех лет. Первый курс программы рассчитан для детей от 3 до 4 лет, второй курс от 4 до 5 лет, третий курс от 5 до 6 лет. Развивающая работа строится на основе индивидуального подхода с опорой на «зону ближайшего развития» ребёнка. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает живой интерес к выполняемым заданиям. Задания, представленные в методических материалах расположены по степени сложности, что позволяет ребёнку поэтапно усвоить изложенный материал. Рекомендуемые познавательные игры и упражнения, способствуют активизации познавательных способностей у детей. В процессе проведения занятий у детей развиваются произвольное внимание, образное и логическое мышление, зрительная и слуховая память, воображение, зрительное и слуховое восприятие, сенсорные эталоны, пространственные и временные представления. Одним из показателей подготовки детей к школе, является развития мелкая моторика рук. В начале занятия предусмотрена игровая пальчиковая гимнастика с использованием мягкой губки с шероховатой односторонней поверхностью для активизации развития мелких мышц кисти рук и суставов фалангов пальцев.

Тактильные ощущения предмета (губки) помогают ребёнку сосредоточить эмоциональную реакцию в проведении игровой пальчиковой гимнастики. Работа с детьми строиться по подгруппам, возможен вариант индивидуальных занятий. Время, отведённое на выполнение заданий не должно превышать 20 минут.

Работа с дошкольниками от 3 до 6 лет

  • Игровая пальчиковая гимнастика проводится с детьми как перед началом занятия, так и в процессе занятия (когда устали руки).

Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы разминать.
Не ленись повторять
И научишься писать.

1. «Мы учимся писать»

Взять губку в правую руку (локоть находится на столе),
резкими движениями кисти рук сжимать губку,
одновременно считать от 1 до 10.
Поменять руки (левая) и продолжить упражнение

со счётом от 10 до 1.

2. «Бабочка»

Взять губку двумя руками (губка расположена горизонтально)
и обхватить края губки кончиками пальцев.
На раз-края губки свернуть во внутрь, на два-края губки развернуть,
имитация движений «полёт бабочки».

Упражнение выполняется от 15 до 20секунд по 2 раза.

3. «Резинка»

Взять губку двумя руками, но так, чтобы её держать
кончиками пальцев. Локти разведены в разные стороны (губка находится на уровне груди).
Резкими движениями растягивать губку как «резинку»
в разные стороны, при этом считать до 5.

Упражнение повторить 3 раза.

4. «Бантик»

Взять губку двумя руками (губка расположена горизонтально)
и обхватить края губки кончиками пальцев.
На счёт раз-перекрутить края губки вперёд, на счёт два-
перекрутить назад. Перекручивая губку, должен получиться «бантик».

Упражнение выполняется 15-20 секунд по 2 раза.

5. «Колбаска»

Губку положить между ладонями и скатать «колбаску»,
при этом вращения движений рук увеличиваются.
Упражнение повторить 3-4 раза.

6. «Секретик»

Губку положить вертикально между ладонями.
На счёт раз-ладони соединить вместе,
на счёт два-открыть «секретик».
Упражнение выполняется в течение 10-12 секунд.

Пальцы дружно поиграли
И нисколько не устали.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы писать.

  • Познавательные игры и упражнения, используемые на занятиях, позволяют развить такие психические процессы как речь, различные виды мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания, активизируют творческие способности у детей, расширяют общий кругозор, создают положительно-эмоциональный настрой на занятие.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: развитие понятийного мышления, словарного запаса

Ребёнку (детям) взрослый называет группу предметов, дошкольник обобщает словом каждую группу:

-коза, кошка, корова, собака, лошадь (домашние животные)

-белка, заяц, медведь, волк, лиса

-роза, ромашка, василёк, одуванчик, колокольчик

-стол, стул, кровать, шкаф, кресло

-огурец, морковь, капуста, помидор

-яблоко, груша, слива, вишня, виноград

-машина, паровоз, трамвай, автобус, велосипед

-синица, воробей, ворона, сорока, дятел

-бабочка, жук, гусеница, червяк, улитка

и т.д.

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ И ОБЪЯСНИ СВОЙ ВЫБОР»

Цель: развитие логического и понятийного мышления, речи

Ребёнку (детям) взрослый называет группу предметов, дошкольник находит лишний предмет и объясняет свой выбор:

-вилка, нож, ложка, ёлка, тарелка

-зима, весна, солнце, осень, лето

-волк, лиса, яблоко, медведь, заяц

-стол, шкаф, стул, кровать, рыба

и т.д.

В процессе игры можно использовать картинки.

ИГРА «ПОДУМАЙ И СКАЖИ»

Цель: развитие логического, образного мышления, словарного запаса

Взрослый предлагает ребёнку (детям) ответить на вопросы:

-Для чего нужна ручка у двери?

-Для чего нужны стрелки для часов?

-Для чего нужны окна в домах?

-Для чего нужен зонтик?

-Для чего нужны рельсы?

-Для чего нужна книга?

-Для чего нужен замок?

-Для чего нужен ключ?

-Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?

-Что нужно сделать, чтобы пришить пуговицу?

-Что нужно сделать, чтобы лёд растаял?

-Что нужно сделать, чтобы загорелся свет?

и т.д.

ИГРА «ПОСЧИТАЙ»

Цель: развитие смысловой памяти, мышления, речи

Взрослый предлагает ребёнку (детям) посчитать:

-Сколько крыльев у бабочки?

-Сколько носиков у чайника?

-Сколько лап у собаки?

-Сколько хвостиков у морковки?

-Сколько концов у клубка?

-Сколько ног у червяка?

-Сколько крыльев у кошки?

-Сколько лап у рыбы?

-Сколько домиков у улитки?

и т.д.

  • Практические задания в тетрадях (от 10 до 20 занятий в зависимости от возраста) дети выполняют с помощью простого карандаша или цветных карандашей в зависимости от заданий. Занятие с детьми проводит педагог-психолог или воспитатель, но после проведения обучающего семинара.

Занятие с детьми второй младшей группы (3-4 года)

Работа по программе «Развиваем дошкольника» проводимая с детьми позволяет сделать определённые выводы о том, что всестороннее развитие личности ребенка и его успешная подготовка к обучению в школе напрямую зависит от того насколько в дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия для полноценного развития ребёнка и на сколько эффективно используются различные формы и методы развивающей направленности.

Просмотров: 514
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Антипова Екатерина Григорьевна. Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Сколько …столько, поровну».
  • Матюшенко Светлана Борисовна. Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Сколько нот у Осени».
  • Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу рассказа «Для чего руки нужны?».
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Шацких Валентина Викторовна. Презентация 'Для чего нужна сила пальцев?'
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Тихонова Татьяна Николаевна. Конспект занятия по окружающему миру - А сколько тебе лет?
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Чернова Наталья Михайловна. Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь