Сидорова Елена Павловна, Серегина Алла Дмитриевна, Петросян Ирина Владимировна. Приобщение детей к истокам культуры малой родины

Приобщение детей к истокам культуры малой родины

Авторы:

Сидорова Елена Павловна, 
Серегина Алла Дмитриевна
Петросян Ирина Владимировна

музыкальные руководители МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка Краснодарского края.

Мы, педагоги кубанского детского сада №12 «Ладушка» г. Тихорецка, имеем большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, потому что именно живём вместе с детьми, и фольклор становится не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украшением и одухотворением её. Навыки, умения и специфические знания о культуре кубанского народа формируются незаметно, как бы исподволь.

Формирование у детей целостного представления о культуре Кубани происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделируют общение детей с фольклором Кубани в разнообразных формах, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности.

 

Скачать конспект

Одной из любимых — проведение совместных (детей, педагогов, родителей) таких праздников, как «Осенняя ярмарка», «На Кубанском подворье», «Встреча весны», «Яблочный и медовый Спас», «Готовимся к Пасхе». По своей направленности наша работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Мы знакомим детей с красотой обряда, рассказываем о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, и о том, что из яйца появляется всё живое, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться.

Часы свободной и досуговой деятельности проводятся под девизом «Путешествие в прошлое». Игры – импровизации на различные сюжеты включают ситуации, вовлекающие детей в разнообразные виды художественной деятельности. Дети могут отправиться в путешествие на торжок, где знакомятся со старинными предметами быта, традиционными кубанскими блюдами, попасть на посиделки и состязаться в пении казачьих песен.

В дошкольном возрасте детям очень важно иметь возможность потрогать руками, прикоснуться к предметам старинного быта, произведениям декоративно – прикладного искусства, которые передавались от дедов и прадедов. Для получения знаний о богатом культурном наследии кубанского народа, для детей силами педагогов и родителей собраны предметы старины, организовываются выставки художественных народных промыслов, посещение краеведческого музея, памятников исторического прошлого. Ветераны, участники Великой Отечественной войны, бабушки и дедушки, являются не только желанными гостями праздничных мероприятий, но и несут ребятишкам образец отношения к народным традициям духовно-нравственным ценностям.

Дети знакомятся с историей своего города, казачества. Они знают, как учили маленьких казачат, знакомы с обычаями, традициями, языком обихода (макитра, скрыня, саманная хата), художественными и кустарными ремёслами. Знакомы с произведениями кубанских поэтов, писателей, композиторов. Представители Тихорецкого казачества являются желанными гостями тематических и спортивных мероприятий для детей и родителей.

С целью воспитания у дошкольников любви к малой родине, в перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент — современная и старинная музыка Кубани, как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Мы знаем, что казачья песня сопровождается «подыгрыванием» на музыкальных инструментах. Поэтому, предметно — развивающая среда музыкального зала и групповых комнат оснащена разнообразными шумовыми инструментами. Это способствует развитию творческих способностей детей, пробуждает интерес детей к самовыражению, создаёт положительный эмоциональный настрой.

В казачьей семье рядом с бабушкой, мамой всегда пела внучка, дочка, поэтому мы стараемся, чтобы родители были постоянными участниками фольклорных праздников и развлечений. Разученная с маминого голоса песня и исполненная дуэтом перед другими детьми и родителями, приобретает совсем другую ценность. Она является образцом сохранения ныне угасающей песенной традиции казачества.

Не все кубанские песни удобны для исполнения детьми. Современные технические средства позволяют дошкольникам знакомиться с профессиональным исполнением более сложных песен и плясок, которые в этом возрасте ещё не приемлемы для разучивания.

Наш опыт работы подсказывает, что внесение кубанского фольклорного материала в жизнь детей не должно носить обособленный характер, не должно быть оторвано от современной жизни, от современных интонаций и ритмов. Поэтому педагоги используют в своей работе с детьми современные детские песни кубанских авторов.

Традиции казачьих плясок всегда подразумевали невербальное общение с партнёрами, смену партнёров в танцах. Включение в работу с детьми коммуникативных танцев и игр с использованием различной музыки, в том числе старинных и современных кубанских песен, поддерживает традиции казачьих плясок, так как они построены на импровизации, на смене партнеров в танце.

Большим интересом и творческим стимулом для детей являются выступления перед местными жителями на праздничных концертах, посвященных дню Победы, Международному дню защиты детей. Это помогает наиболее полно раскрыть музыкальные и творческие способности, придаёт детям уверенность, развивает желание к дальнейшему освоению фольклора.

Результатом работы по приобщению к культурным ценностям Кубани является интерес и желание всех детей выражать себя в ансамблевом, хоровом, сольном пении кубанских песен, независимо от их способностей. Дети обучены приёмам пения без сопровождения, свойственные местной исполнительской школе, они умеют проявлять творчество в играх, хороводах, плясках. У дошкольников воспитано положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.

  • Сидорова Елена Павловна,
  • Серегина Алла Дмитриевна,
  • Петросян Ирина Викторовна

музыкальные руководители МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецка.

Просмотров: 524
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Данилова Ольга Анатольевна. Консультация для родителей «Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Консультация для родителей «Как привить детям любовь к родному краю Кубани?»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Ахмедова Елена Юрьевна. Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Агаркова Наталья Александровна. Как научить детей любить книжки? Из опыта работы с детьми с ОВЗ
  • Порозова Ольга Николаевна. Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Узун Марина Владимировна. Специфические приемы логоритмики в режиме дня, с детьми (в том числе детей с ОВЗ) в условиях внедрения ФГОС ДО
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Елена Кривошеева. Доклад «Предметно - развивающая среда как средство психологической готовности детей к школе»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Васильева Алла Владимировна. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Звуковая культура как составная часть речевой культуры дошкольника»
  • Жирнова Ирина Викторовна. Занятие по познавательно — исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как приготовить кофе».
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь