Агаркова Наталья Александровна. Как научить детей любить книжки? Из опыта работы с детьми с ОВЗ

Как научить детей любить книжки? Из опыта работы с детьми с ОВЗ

Агаркова Наталья Александровна воспитатель МАДОУ №8 г. Сыктывкара

Многие воспитатели групп компенсирующей направленности сталкиваются с проблемой: дети 5-6 лет не умеют общаться с книгой. В такой ситуации дети относятся к книгам, как малыш к новой игрушке: перекладывают их с места на место, разбрасывают их по полу, рвут, пробуют на вкус. Многие используют книгу вместо листа для рисования или для эксперементов с ножницами. Попытки коллективного чтения, вводят воспитателя в состояние уныния от «педагогической несостоятельности»: дети крутятся, шумят, закрывают уши, на книжку даже не смотрят.

Нужны ли книжки в этих группах вообще?

  • Книги помогают развивать особую связь между ребёнком и воспитателем;
  • Позволяют познавать искусство слова и живописи, благодаря иллюстрациям;
  • Прививают навыки слушания;
  • Помогают подготовить ребёнка к процессу обучения чтению;
  • Развивают кругозор и эмоциональную сферу, помогают развивать воображение;
  • Доставляют ребёнку удовольствие.

Проблема заключается не в том, что дети «не хотят рассматривать книгу и слушать чтение педагога», а в том, что их этому не учили!

Скачать конспект

Значит — знакомство с книгой надо начинать с самого начала, с яркой простой по содержанию книжки. В педагогических учебных пособиях рекомендуются непринуждённые формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети находятся на близком расстоянии от воспитателя. Садимся с ребёнком, возможно и с двумя – тремя, на диванчик. Так, чтобы было удобно… Можно приобнять детей, можно расположиться на коленках возле дивана, слегка облокотившись на диван и прислонив книгу к его спинке. Наша задача при помощи книги установить с ребёнком эмоциональный контакт. Этому способствует доброжелательная атмосфера: спокойное дыхание, негромкий голос с теплой интонацией. В психологии отмечается значимость этих факторов для эффективности общения. Главное, на чём стоит сконцентрироваться педагогу на первых порах, это не работа над содержанием текста, а общение — возможность вместе рассматривать иллюстрации, находить знакомые объекты: зайчика, ёлочку, дорожку.

С некоторыми детьми имеет смысл многократно рассматривать одну и ту же иллюстрацию, повторять одну и ту же фразу, которая «ласкает слух». Ребёнок повторяет её за вами шепотом или мысленно и улыбается, получая удовольствие от того, что в этот момент вы понимаете друг друга. Вам обоим нравится, как звучит фраза. Ребёнок впервые почувствовал гармонию между картинкой и словом. Для него это открытие! Сегодня, ребёнка переполняют эмоции от сделанного им открытия, а завтра… Может и завтра, и ещё неделю он будет наслаждаться им, проигрывая эту ситуацию ещё и ещё. А может завтра, вы вместе сделаете новое открытие.

Контакт с ребёнком установили, книжку многократно рассмотрели, теперь можно и над содержанием поработать…

Для таких занятий подходят «книжки – самоделки». Изготавливая такие книжки, воспитатель старается учесть индивидуальные и личностные особенности ребёнка, направленность его интересов, уровень знаний. Эти книжки чаще изготавливаются под конкретного ребёнка, но как показала практика – пользуются любовью у многих детей группы. А если книжка сделана совместно с ребёнком, то и относиться к ней он будет бережно. Это результат его работы!

Особенно детям нравятся книжки по мотивам простых народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок». Или книжки-загадки. Загадки, как и другие малые формы фольклора, помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка: сначала дети рассматриваюют книжки с загадками, построенными на прямом описании характерных признаков (каждый признак – одна страничка в «книжке – раскладушке» с отгадкой в конце) «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку». Постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»

Конечно, нужно организовывать и коллективное слушание, например, как этап комплексного занятия. При этом желательно, иметь определённое место для организации коллективного слушания, ритуалы, зачины, тщательный отбор материала. Там другие правила. Когда воспитатель читает, дети сидят тихо: слушают и наблюдают за его интонацией, мимикой, жестами. Так они учатся понимать, что испытывает литературный герой в той или иной ситуации и как к этому относится рассказчик.

Пока дети не научены слушать и воспринимать книгу без дополнительной переработки, лучше использовать живое рассказывание педагога, а чтение доступных детям книг – только для старших, а порой и подготовительных групп.

К середине года у ребят появляются любимые книжки, любимые герои, любимые иллюстрации. Даже если, дети ещё не готовы что-то дословно повторить, они внимательно следят за тем, как это делает воспитатель. Иногда они подсказывают ему движения, слова, фразы. Затем, ребёнок переносит всё это в игру «Читаю сам», где рассказчик — ребёнок, а слушатель – воспитатель.

Если сегодня ребёнок берёт в руки книгу, рассматривает её или обращается к взрослому с просьбой почитать, значит, год прошёл не зря, и значит, пришло время заняться книжным уголком.

«Книжкин дом» — конкурс родительских проектов по формированию развивающей среды группы. После такого мероприятия появятся и необычные полочки для книг, и новые книжки, которые уж точно не останутся без детского внимания.

Итак, подытожим. Чтобы ответить на вопрос, как научить детей любить книжки, педагогу нужно понять, чем должна стать книга для конкретного ребёнка:

  • инструментом общения с взрослым
  • полем для эксперементов и открытий
  • «кладовой эмоций»

В зависимости от этого выстраивать маршрут взаимодействия с книгой, подкрепляя формирующийся навык бережного отношения к книге личным примером и заинтересованностью родителей.

Помните, что полюбить книгу — не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребёнка к чтению, воспитывать любовь к книге – очень важная задача семьи и педагогов.

Просмотров: 392
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Румянцева Галина Алексеевна. Проект «Необыкновенные книги» Изготовление книжки-самоделки «Топтышка»
  • Япарова Алия Рафаиловна. Проект «Такие разные книжки!»
  • Акентьева Евгения Александровна. Конспект НОД Тема: День рождения книжки
  • Бекетова Лариса Константиновна. «Праздник книжки»
  • Морозова Елена. Почему он рвет книжки?
  • Гусамутдинова Елена Владимировна. Методическая разработка «Книжки-малышки по правилам дорожного движения»
  • Бессонова Алена Валериевна. Консультация для родителей «КНИЖКИ ЧИТАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»
  • Симонова Оксана Дмитриевна. Тематическая неделя 'Именины книжки детской'
  • Мамонова Валентина Николаевна. Педагогическая статья «Читайте книжки, своим детишкам».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Ковалева Светлана Николаевна. Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».
  • Мравян Оксана Юрьевна. Консультация для родителей «Учите детей любить книгу»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Безрукова Наталья Германовна. Родительское собрание «Почитайте детям книгу!» в форме викторины
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Гайко Лидия Алексеевна. Конспект Образовательной деятельности в форме игровой ситуации по речевому развитию на тему: «Первоцветы Краснодарского края, занесенные в Красную книгу» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет).
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь