Шорохова Елена Геннадьевна. Использование загадок для развития сообразительности у детей дошкольного возраста.

Использование загадок для развития сообразительности у детей дошкольного возраста.

В детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.

Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

 

Загадки — вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Существует несколько определений загадки. В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Ю.Г. Илларионова определяет, что «загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса».

Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д. С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую педагогическую ценность. Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка — это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем, загадки вводят обычно в старших группах. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили, как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Сначала дошкольники отгадывают загадки, опираясь на восприятие самых простых знакомых предметов. Воспитатель подбирает предметы и располагает их перед детьми. После того, как предметы будут рассмотрены, педагог загадывает о них загадку, например, «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Далее воспитатель еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет загадку. Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составить загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.

Разгадывание загадок — это действительно сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец — зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам. Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию».

Загадки — описания (3-4 года).

Цветы: ромашка — у нее много белых лепестков; одуванчик — у него много желтых лепестков.

Овощи: картошка — шкурка коричневая, а внутри белая; морковь — она вытянутая, оранжевая; огурец — вытянутый, зеленый, помидор — круглый, красный, висит; репка — круглая, большая, желтая, сладкая.

Деревья: береза — у нее белый ствол, сосна- у нее есть зеленые длинные иголочки.

Фрукты: яблоко — округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан — вытянутый, желтый.

Насекомое: бабочка — у нее красивые крылышки, она порхает; Жук — он жужжит.

Птицы: ворона — большая, черная, каркает; воробей — маленький, чирикает; петух — большой, кукарекает.

Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается; собака — кусается, лает; заяц — летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса — шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь — большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.

Игрушки: мяч — как шарик, скачет, кукла — она похожа па девочку.

Одежды: пальто — его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка — ее мы носим осенью, весной.

Транспорт: грузовик — у него есть кузов; легковой автомобиль — он ездит, в него входит мало людей.

Посуда: чашка- в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля — в ней варят суп.

Мебель: стол — на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул — на нем сидят и есть ножки; кровать — на ней спят.

Части тела: руки — они помогают нам кушать, лепить; ноги — они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы — они помогают нам брать, держать, писать, рисовать.

Дети средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 — 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова — отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.

В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию (часто нерифмованному), в средней — частичное описание с рифмой — подсказкой в старшей — рифмованное, достаточно полное описание.

В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор — достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя — доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.

Просмотров: 344
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Моисеева Наталья Анатольевна. Презентация. Загадки. Небо. Явления природы.
  • Мухарева Любовь Анатольевна. Стихи, загадки по экологии» для детей II младшей группы
  • Шулакова Ольга Ивановна. Видео-презентация для детей старшей и подготовительной группы на тему: «Загадки о цветах»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Загадки на грядке - стихи детям
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Будькова Людмила Владимировна. КВЕСТ — игра для детей младшего дошкольного возраста «Загадки снеговика»
  • Рыженок Вера Васильевна. Загадки для детей
  • Главный Редактор. Огородные загадки – что растёт у нас на грядке?
  • Поддубная Надежда Владимировна. Досуг «Загадки из сказки» в младшей группе
  • Наталья Викторовна Вовк. Презентация для детей старшего дошкольного возраста 'Загадки о лекарственных растениях'
  • Редактор. Стихи и загадки про космос для детей
  • Редактор. Логические задачи для детей, загадки и шутки
  • Корнеева Ольга. Загадки для детей от Ольги Корнеевой
  • Назарова Татьяна Владимировна. Загадки – догадки для изучения английского языка для детей дошкольного возраста
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме: 'Загадки'
  • Радюкова Елена Васильевна. Загадки по темам
  • Протасевич Ольга Николаевна. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Загадки зимушки-зимы»
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Статья: 'Мудрость загадки'
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины загадки»
  • Вяземская Дионисия. Загадки про транспорт
  • Медведева Юлия Валерьевна. Авторские загадки 'Мебель'
  • Татьяна Сергеевна Нигматуллина. Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Загадки зимнего леса».
  • Исмагилова Зульфия Салимовна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Загадки осени»
  • Мельникова Ирина Анатольевна. Загадки-обманки, в чем подвох?
  • Редактор. Детские загадки
  • 1 Мая - Загадки
  • Редактор. Детские Загадки
  • Красильникова Марина Григорьевна. Презентация Нетрадиционные формы работы в совместной деятельности с детьми 'Загадки о домашних птицах'
  • Редактор. Загадки про космос
  • Нелли Пудилова. Загадки о спорте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь