Биглова А.Ж. Ковригина С.Н. Лукьянова Е.С.. Познавательно-исследовательский проект «Скоро в школу»

Познавательно-исследовательский проект «Скоро в школу»

Подготовительная к школе группа №7 "Говорушки" компенсирующей направленности для детей с ТНР (с учетом программы «От рождения до школы»)

Творческая группа:

  • воспитатель Биглова А.Ж.
  • воспитатель Ковригина С.Н.
  • учитель-логопед Лукьянова Е.С.

Ступино, апрель 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка» городского округа Ступино Московской области

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский.

 

Скачать конспект

По продолжительности: краткосрочный (первая неделя апреля).

По характеру содержания: мероприятия, направленные на уточнение и закрепление знаний детей о школе для успешной адаптации в новом социальном статусе "ученика".

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: логопедическая подготовительная группа (20 детей), их родители, воспитатели, учитель-логопед, педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность).

Проблема: В ходе беседы с детьми о предстоящей учебе в школе, мы выяснили, что у ребят нашей группы поверхностные представления об этом учебном заведении. Они не смогли объяснить, что такое урок, перемена, школьный дневник, отметка. Многие испытывали затруднения при ответе на вопросы: «Как обратится к учителю, если что-то понадобится или возникнут вопросы», «Какие правила нужно соблюдать в школе», «Какие помещения есть в школе и для чего они нужны».

Так у нас появилась идея восполнить пробелы в знаниях детей о школе и поближе познакомить их с новым этапом в жизни — школьным обучением.

Актуальность:

Очень важно в процессе подготовки к школе развитие у детей социальной общности. Педагоги должны помочь детям, поступающим в школу, как можно быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым социальным условиям. Первого сентября, перешагнув порог, ребёнок попадает в совершенно новое для него здание – школу. В ней много этажей, новых помещений: раздевалка при входе, актовый зал, класс, буфет.

Приход в школу сопровождается встречей с огромным количеством новых людей: взрослых, сверстников, старших детей. И здесь часто возникают трудности.

Чтобы чувство неловкости и неуверенности, а может и страха, как можно быстрее прошло, поможет организация познавательно-исследовательской проектной деятельности на соответствующую тематику. Познавательно-исследовательская проектная деятельность – это «общее дело» всего коллектива группы и родителей, в процессе которого расширяются представления о школе, развивается уверенность, способность устанавливать контакты друг с другом.

Поэтому проект «Скоро в школу» поможет детям легко, в непринужденной обстановке познакомиться со школой и безболезненно войти в школьную жизнь.

Совместные экскурсии, наблюдения, просмотр видеофильмов и чтение книг, выполнение творческих заданий в рамках проекта, способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения школьников.

Цель проекта: познакомить детей со школой, как с первым социальным институтом ребенка.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и систематизировать представления детей о школе, правилах поведения в ней
  • уточнить и закрепить знания о школьных принадлежностях, познакомить с историей их появления
  • познакомить с историей школьной формы и ее особенностями в разных странах

- стимулировать поисковую и исследовательскую деятельность в процессе сбора информации по теме.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки детей в процессе совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами
  • продолжать развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений
  • развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, мыслительные операции (обобщение, классификация, анализ и синтез)
  • способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, наблюдения, словесные, дидактические игры, знакомить с произведениями художественной литературой, видео и интернет ресурсами

- развивать творческие способности, совершенствовать умения детей передавать в рисунках свои чувства и фантазии.

Воспитательные:

  • способствовать развитию желания учиться в школе
  • воспитывать культуру поведения, помочь осознать и принять правила нахождения в школе
  • создать социально-психологические условия, позволяющие будущим первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в системе школьных отношений
  • воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, интерес к общественной жизни, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
  • воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной и совместной деятельности

Работа с родителями:

  • привлечь родителей в воспитательно-образовательную работу ДОУ в процессе подготовке детей к дальнейшему школьному обучению
  • повысить компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития будущих первоклассников
  • познакомить с понятиями "Школьно-значимые функции", "Дети риска школьной дезадаптации", "Основные составляющие готовности детей на пороге школьного старта"

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в период реализации проекта.

Предполагаемый результат:

  • у детей будет сформирован интерес к школе;
  • дети будут иметь представления о школе, правилах поведения;
  • дети будут знать историю школьных принадлежностей, школьной формы;
  • дети будут знать безопасную дорогу в школу, длительность пути до школы, свой режим дня;
  • дети научатся отражать свои фантазии в изобразительной деятельности, свое настроение в пении;
  • будет повышена заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Итоговое мероприятие: Итоговая викторина "Кто больше знает о школе"

Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Основные методы и приемы: беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение художественной литературы (рассказы, загадки, пословицы и поговорки), рассматривание картин великих художников по теме проекта, просмотр презентаций, интернет материалов, дидактические и словесные игры, подвижные игры, пальчиковые гимнастики.

Практическая значимость проекта:

Для детей: появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний и представлений о школе, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания, умения, стали делиться ими со сверстниками.

Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта; получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: улучшились детско-родительские отношения в семьях; родители стали больше проводить свободного времени вместе с детьми, беседовать с ними, делиться рассказами о школе из личного опыта, совершать совместные маршрутные прогулки к школе; приняли активное и заинтересованное участие в проекте «Скоро в школу»; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

I ЭТАП: Подготовительный (25-29 марта)

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации первоклассников в школе.
  2. Разработать диагностический материал и провести мониторинг на выявление уровня знаний и умений детей подготовительной группы №7 «Говорушки»: (тестовые задания для дошкольника: «Что я знаю о школе»).
  3. Провести анкетирование родителей по теме «Готовность ребенка к школе».
  4. Разработать план работы с педагогами и специалистами детского сада по формированию знаний и представлений детей о школе.
  5. Подобрать демонстративный и наглядный материал по теме проекта (репродукции картин художников Ф. Решетникова «Опять двойка», А. Кречетова «Первое сентября», А. Морозова «Сельская бесплатная школа», И. Тихова «Экзамен», Д. Пускина «Дополнительные занятия в школе» и т.д.; иллюстрации школьных принадлежностей и школьной формы).
  6. Подготовить презентации «История появления школьных принадлежностей», «Добро пожаловать в школу».
  7. Составить картотеку пословиц и поговорок о школе.
  8. Пополнить РППС дидактическими и словесными играми по теме проекта.
  9. Подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми, найти музыкальную фонограмму песни В.Я. Шаинского «Чему учат в школе».
  10. Организовать фотовыставку родителей в школьной форме «Мы тоже были учениками».
  11. Подобрать и оформить консультации для родителей «Как оформить план дороги от дома до школы», «Режим дня будущего школьника», «Основные составляющие готовности детей на пороге школьного старта», «Дети риска школьной дезадаптации», «Школьно-значимые функции», «Рабочее место будущего школьника», «Памятка родителям первоклассника».
  12. Оформить и раздать домашнее задание для детей и родителей по теме проекта.

II ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию (1 апреля)

Воспитатель: вы любите загадки? Тогда отгадайте мои:

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают,

Рисуют дети и считают.

(Школа)

В этот день гурьбой весёлой

Дружно мы шагаем в школу.

(1 сентября)

Каждый год школа дверь открывает,

С теплотой всех детей принимает.

Малыши-новосёлы вселяются.

Знаешь ты, как они называются?

(Первоклассники)

Ученикам велит садиться,

Затем вставать и расходиться.

В школе многим он велит,

Ведь звонит, звонит, звонит.

(Звонок)

Воспитатель: правильно, молодцы. Давайте с вами побеседуем о том, что такое школа. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте.

  1. Как обращаются к учителю?
  2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  3. Что говорят, если нужно в туалет?
  4. Что такое урок?
  5. Как узнают, что время начинать урок?
  6. Что такое перемена?
  7. Для чего нужна перемена?
  8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  10. Что такое отметка?
  11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  12. Что такое школьный дневник?
  13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
  14. Что такое каникулы?
  15. Что такое класс?
  16. Что такое урок?
  17. В классе учатся дети одного возраста или разного?
  18. Школа: хорошо или плохо? (ответы детей)

Воспитатель: молодцы. А вы знаете, какие правила нужно знать школьникам? Что бы вы хотели еще узнать о школе? Как это сделать? Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь? (ответы детей)

С детьми составляется план совместной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у 6 летних детей». Конспекты занятий. -М.: ТЦ Сфера, 2007год– с.71.
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. — СПб, 2008 – Февраль.
  3. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  5. http: //vk. com/topic-43722384_30407249- конкурс Василис
  6. http: //50ds. ru/psiholog/2961-issledovatelskiy-proekt-..
  7. http: //nsportal. ru/detskiy-sad

Приложение:

  1. ООД (ознакомление с окружающим миром) «Школа. Школьные принадлежности.»
  2. ООД (рисование) «Школа моей мечты»
  3. ООД (презентация) «Добро пожаловать в школу»
  4. ООД (развитие речи) Составление рассказа по серии картин «Почему Петя опоздал в школу»
  5. ООД (логопедическое) Пересказ рассказа «Школа»
  6. ООД Итоговая викторина «Кто больше знает о школе»
  7. Беседы: «Что мы знаем о школе», «Зачем нужна школьная форма? Как она появилась? (история возникновения школьной формы) Какая бывает?», «Чем занимаются ученики во время школьных каникул?»
  8. Проблемные ситуации «Что делать если....»
  9. Дидактические, подвижные игры, пальчиковые гимнастики.
  10. Художественная литература (рассказы, загадки, пословицы, поговорки)
  11. Текст и ноты песни В.Я. Шаинского «Чему учат в школе»
  12. Мониторинг детей группы «Что я знаю о школе»
  13. Анкеты родителей «Готовность ребенка к школе»
  14. Консультации и памятки для родителей
  15. Выставка рисунков «Школа моей мечты»
Просмотров: 472
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Писарева Людмила Викторовна. Консультации для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
  • Ковригина Светлана Николаевна. КВН ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «СТРОГО ПОМНИТЕ, ДРУЗЬЯ, ЧТО С ОГНЁМ ШУТИТЬ НЕЛЬЗЯ!» для детей подготовительных к школе групп и их родителей
  • Альбина Исангазина. ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. ТЕМА: «СКОРО В ШКОЛУ»
  • Попугай Ирина Ивановна. Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Поротова Вера Петровна. Проект: «Что такое энергосбережение?» в подготовительной к школе группе.
  • Тихонова Ольга Ивановна. Конспект домашнего занятия родителей с детьми подготовительных к школе групп. Авторская разработка на тему: Формирование личностной готовности детей к школе. Тема занятия: «Скоро в школу!».
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Зверева Ольга Владимировна. Родительское собрание для родителей, чьи дети посещают подготовительные к школе группы. Тема родительского собрания: «Школьная готовность».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Бахарева Лариса Геннадьевна. Индивидуальное коррекционное занятие для детей с ФФНР подготовительной к школе группы «КРАСНАЯ ШАПОЧКА ИДЁТ В ШКОЛУ»
  • Зотова Лариса Анатольевна. Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»
  • Коврова Светлана Павловна. КОНСПЕКТ Игрового занятия «Школа пожарных наук» для детей подготовительной к школе группы
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Лялина Лариса Александровна. Выпускной утренник для подготовительной к школе группы «Скоро в школу мы идём!
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Ирина Попова. Технологическая карта учебного занятия по английскому языку в 4 классе по теме «Что мы делаем в школе».
  • Анашкина Наталия Владимировна. Тема: Как определить готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей.
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Алекинова Ольга Владимировна. Перспективное планирование работы клуба «Семейная мастерская» для родителей и детей подготовительной к школе группы
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Консультация для родителей «Роль игр при подготовки детей к школе»
  • Людмила Назарова. Конспект физкультурного развлечения для детей подготовительной к школе группы и их родителей. «На волшебном острове»
  • Кострицкая Светлана Николаевна, Кононова Елена Ивановна. Психолого-педагогическая гостиная для родителей и детей подготовительной группы «Готовимся к школе вместе»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь