Редькина Наталья Вячеславовна. Использование игровых занимательных методов и приёмов в практике организации и проведения специальных мероприятий

Использование игровых занимательных методов и приёмов в практике организации и проведения специальных мероприятийИгра – ведущая форма жизнедеятельности дошкольников – оказывает положительное, конструктивное влияние на ребёнка. Немаловажное значение имеет утверждение, что, приобщаясь к познанию, дети продолжают играть (Н.С. Лейтес). Дидактическая игра существенно обогащает процесс развития (формирования) элементарных математических представлений у детей, имеющих особые образовательные потребности. Из ведущей деятельности дошкольника она превращается у школьника в ведомую, а учение зарождается в игре и постепенно берёт на себя роль ведущей деятельности (Н.Ф. Талызина). Дидактическая игра активно используется на коррекционно-развивающих занятиях дефектолога, в частности на занятиях по развитию элементарных математических представлений. Основные направления работы по развитию элементарных математических представлений базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно – практической деятельности. Особое внимание на занятиях по математике обращается на выработку у детей с ограниченными возможностями здоровья умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно – практической деятельности. Дидактические игры имеют важную роль в развитии математических знаний, умений, навыков, представлений. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Причём, ведущая роль принадлежит познавательным задачам. Игровые задачи служат стимулом, пробуждая своей привлекательностью интеллектуальную активность детей с задержкой психического развития. Играя, дети учатся применять знания, начинают получать удовольствие от своей умелости. Игровые методы и приёмы широко используются как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Занятия строятся в соответствии с игровым сюжетом, в рамках которого дети выполняют конкретные учебно-познавательные задачи. Дефектолог использует разнообразные занимательные задания, игровые элементы при развитии (формировании) необходимых практических навыков. Деятельность детей носит мотивированный характер. Дефектолог имеет возможность при непосредственном удержании интереса детей ставить и решать задачи развития элементарных математических представлений. В частности, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать игры типа «Подбери по форме», «Назовём цвет предмета», «Составим букет», «Волшебный мешочек», «На что похоже?», «Закрой окошко», «Геометрическое домино», «Помоги зайчатам спрятаться от волка», «Посели матрёшек в дом», «Подбери заплатку», «Разноцветные круги», «Зажги фонарик», «Полосатые коврики», «Воздушные шары», «Цепочка» и многие другие. С целью развития способностей к соотнесению числа, количества и цифры, усвоения состава чисел, умений сравнивать количество предметов используются игры и игровые упражнения «Магазин», «Цветные паровозики», «Найди нужную цифру», «Числовые домики», «Соседи числа», «Больше – меньше – поровну», «Поезд», «Числовое домино», «Строители», «Телефонисты», «Части и целое», «Весёлые задачи», «Найди пару», «Белочки и грибы», «Числовая улица» и другие. Задачи развития пространственно-временной ориентировки, счётных и вычислительных навыков, практических навыков действия с группами предметов дефектолог также решает с помощью разнообразных игровых заданий. Систематически выполняя подобные задания, дети с ограниченными возможностями здоровья учатся пользоваться своими знаниями в предметно-практической и речевой деятельности. Правильная организация деятельности детей состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить их к выполнению заданий учебного типа. По мере того как у детей формируются познавательные интересы и они овладевают элементами учебной деятельности, доля использования игрового метода обучения варьируется. На каждом занятии дефектолог обращает внимание на создание эмоционально комфортной атмосферы, ситуаций доверительного взаимодействия между детьми и педагогом. Важно дать возможность каждому ребёнку поверить в свои силы, испытать ситуацию переживания успеха в выполнении какого-либо задания, путём достижения поставленной учебной задачи. В каждом конкретном случае дефектолог опирается на индивидуально-типологические особенности детей, учитывая интеллектуальные и речевые возможности каждого ребёнка, учитывает необходимость создания психологической комфортности в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий. На занятиях предусматривается постепенное нарастание сложности и объёма заданий с учётом структуры дефекта, наличием вторичных отклонений, специфики психического развития и индивидуальных особенностей детей. Таким образом, целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие с использованием игровых занимательных методов и приёмов способствует созданию необходимой базы для формирования у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья полноценных математических знаний, умений, навыков как необходимого компонента умственной готовности к обучению в школе. В будущем эти навыки будут способствовать дальнейшему росту познавательных способностей детей; будучи включёнными в учебную деятельность, станут её частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений.

Список литературы

 1. Касицына, М.А. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие. 1 и 2 год обучения / М.А. Касицына.– Москва: Гном, 2001. – 96 с. 

2. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностик / И.Ф. Марковская. – Москва: Профи, 1993. – 198 с. 

Просмотров: 443
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Суркова Светлана Юрьевна. Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях.
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Тепловодская Анастасия Валерьевна. Статья по теме: «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Такун Наталья Степановна. «Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Развитие функциональной грамотности дошкольника на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала.
  • Куркова Наталья Игоревна. «Компьютерные игры на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
  • Елембаева Балслу Айткуловна. Статья «Особенность игры при формировании элементарных математических представлений»
  • Печенкина Раушания Рифкатовна. Формирование мотивационно-потребностной сферы дошкольника посредством развития элементарных математических представлений
  • Аносова Альфия Равильевна. Роль традиционных дидактических игр и современных технологий в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Рулева Ирина Борисовна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На помощь королеве Математики».
  • Шатова Марина. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь