Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

«Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Автор: Акишева Асия Санатбековна, педагог – психолог, детский сад № 236, г. Омск

За последние 10-15 лет способы взаимодействия с ребенком в ДОУ как в педагогике, так и в психологической практике достигли заметных масштабов. Тому не мало способствовали м увеличение детей с ОВЗ ЗПР и ЗРР среди поступающих и пребывающих в ДОУ, что предполагало помимо индивидуального подхода и иные методы для профилактики и коррекции нарушений как в психической, так и в речевой, и в поведенческой сферах. По данным ВОЗ число детей с подобными и более тяжелыми нарушениями в ближайшее время будет только расти, что приведет к необходимости поиска и применения эффективн6ых методик, позволяющих решать ситуацию с развитием и воспитанием «особых» детей. Следует отметить, что под понятием «особых» мы будем понимать детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относим детей с педагогической запущенностью, нарушениями в развитии психической и речевой сферах.

 

Ни для кого не секрет, что основные правила поведения в социуме, тип взаимоотношения со сверстниками, взрослыми устанавливается именно в дошкольном возрасте, формируя тем самым характер человека, его ценностно-моральную сторону как растущей личности и как гражданина в целом. Недостаточное внимание к растущему поколению чревато: все чаще педагоги и воспитатели ДОУ сталкиваются с демонстрацией неуважительного отношения к окружающим, фамильярным и развязным поведением, потребительским отношением и ощущением вседозволенности.

В дошкольном возрасте дети устанавливают нормы поведения отношений со взрослыми и сверстниками, однако процесс социализации у многих протекает нелегко. Наблюдения показывают, что до трети воспитанников в разной степени испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяет его не высокий социальный статус в группе сверстников. Сетование на отсутствие друзей в группе нередкое явление среди детей 5-7 лет, на пример в старшей группе (5-6 лет) около 24 % детей не имеют друзей, что вынуждает их к одиночной игре и/или частым жалобам на нежелание других включить их в совместную игру. Проявление конфликтности и неумение договориться в совместной игре -основные черты таких детей, и не смотря на стремление играть вместе с другими, им с трудом удается налаживать дружеские и игровые отношения, потому как часто сорятся, и, как результат, -игра в одиночестве или с близкими родственниками.

Наблюдая, как общаются дошкольники, можно заключить, что повышенная агрессивность является одной из часто встречаемых проблем в детском коллективе. Другой проблемой является неуменее по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняясь ответить соответствующим образом, если к ним обращаются (нередко при контактах как со старшими, так и со сверстниками). Они не могут развивать и поддерживать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

В настоящее время коммуникативному развитию дошкольников уделяется недостаточное внимание, в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОУ. Дефицит времени на занятиях приводит к односложным ответам детей на вопросы педагогов, все реже создаются ситуации взаимодействия педагога и воспитанника.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью социализации дошкольников с ОВЗ и недостаточными условиями для успешного развития социально-коммуникавной сферы дошкольников.

Что делать в этом случае?

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного- воздействия. В других случаях -в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д., в иных- служит мощным инструментом развития коммуникативных навыков.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР.

Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствия. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.

Перенос традиционно педагогических задач в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежили стадартные формы обучения:

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, намерение экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу

В- третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (внимание, память мышление)

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особо актуально при работе с «особыми детьми».

Основная цель разработанной нами программы «Сказочные путешествия по песчаным дюнам»: развитие навыков и умений конструктивного общения с окружающими в процессе игровой деятельности в песочнице у дошкольников 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи программы:

  1. обучить умению развернуто отвечать на вопросы
  2. развивать психические процессы
  3. совершенствовать навыки позитивной коммуникации

Программа была рецензирована и реализована на практике с сентября 2019 года, но уже за два месяца работы можно судить о ее эффективности и результативности. Как показали промежуточные исследования у детей отмечается уменьшение уровня тревожности, увеличилось число личностных. связей в группе, снизилось число играющих в одиночестве детей. Разумеется, работы сделано недостаточно, что бы говорить о реализации всех задач, но мы надеемся к концу учебного года, когда будет завершен цикл занятий, можно будет судить о результативности программы.

Просмотров: 512
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Пашедко Мария Рафиковна. Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Павлова Татьяна. Игра с песком как средство социально-личностного развития
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа «Раз словечко, два словечко» как средство коррекционного развивающего обучения детей 3-4 лет с речевыми нарушениями в условиях Центра Психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь