Суркова Светлана Юрьевна. Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях.

Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях.

Структурное подразделение «Детский сад №16 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Подготовила: Учитель-логопед Суркова С.Ю.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. Математика дает огромные возможности для развития мышления.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

 

Скачать конспект

Главная задача обучения математики – развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связанно с формированием у них «стойких» познавательных интересов.

Для повышения уровня сформированности математических представлений в логопедических группах организованна система работы, как с детьми, так и с педагогами и родителями. Систематическая, последовательная работа, с учетом индивидуальных и специфических речевых особенностей детей, положительно влияет на уровень развития элементарных математических представлений у детей в логопедических группах.

Коррекционная работа с использованием математического материала осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Несомненно, необходимо учитывать степень выраженности речевого дефекта и уровень общего интеллектуального развития ребёнка.

Наиболее эффективными методами и приемами являются организованная образовательная деятельность, во время которой используется наглядный, раздаточный, демонстрационный материал. Для закрепления полученных знаний, наиболее эффективны дидактические игры. Дидактические игры способствуют развитию интереса, к созданию у детей эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, улучшают общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Работа по коррекции и развитию речи в логопедической группе перекликается с программным материалом по формированию элементарных математических представлений. Коррекционная работа с использованием математического материала осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Несомненно, необходимо учитывать степень выраженности речевого дефекта и уровень общего интеллектуального развития ребёнка.

Развитие слухового и фонематического восприятия.

Дети, имеющие речевые нарушения имеют недостаточно развитое слуховое внимание, развить которое возможно, используя следующие игры и приёмы:

Игра «Стук-стук»

Ребёнку предлагается с закрытыми глазами послушать звуки, издаваемые музыкальными инструментами или другими звучащими предметами (барабан, бубен, треугольник, игрушка-пищалка, свисток и т. д), а затем столько же раз похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть (вариантов множество).

Игра «Сколько раз кричал?»

Игра используется при изучении лексических тем «Домашние животные», «Домашние птицы». Проводится аналогично предыдущей игре. Дети становятся в круг, водящий стоит в центре круга. Ребёнок в центре закрывает глаза, а ребёнок, на которого укажет педагог, издаёт несколько звукоподражаний животных (количество показывает взрослый). Водящий должен произнести соответствующее количество раз название животного, издающего эти звукоподражания. Кроме того, здесь отрабатываются трудные для детей слова-действия (глаголы): мычит, кукарекает, блеет и т.д.

 

Игры на автоматизацию поставленных звуков.

Игра «Рыболов» — на автоматизацию звука Р. Ребёнок ловит и считает рыбок: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб и т.д.

Игра «Посчитай» используется для автоматизации любого звука. Ребёнку предлагается пересчитать кукол, яблоки и т.д. и сказать, чего больше.

Игра «Бросай кубик».

Используется для автоматизации звуков в словах. Ребёнок бросает кубик и проговаривает слово столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Как вариант, можно использовать кубик с цифрами вместо точек.

Лексико-грамматический строй речи.

Игра «Волшебная коробочка» — закрепление в речи количественных числительных. Дети достают из коробочки карточки с изображением предметов в количестве от 2 до 10 и произносят: пять вёдер, четыре яблока.

Игры на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели).

Игра “Скажи наоборот” зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) — воскресенье (конец недели). “Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей”.

Игры “Скажи наоборот” — на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра с картинками или с мячом.

Высокий- низкий
Большой-маленький
Тонкий-толстый
Широкий-узкий

Длинный-короткий
Много-мало

Задания на карточках «Считай и называй» по всем лексическим темам: «Птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зима», «Насекомые», «Головные уборы», «Рыбы», «Транспорт», «Мебель», «Игрушки»

Дидактические игры с использованием лего-технологий

«Дорожка для звуковичка»

Цель: Дифференциация звуков по гласности-согласности, твердости-мягкости, формирование фонематического слуха

Ход игры

Логопед проговаривает звуки, ребенок проговаривает вслед за логопедом и выкладывает схему из кирпичиков красного (для гласных звуков) синего (для согласных твердых звуков) или зеленого цвета.

«Составь слово-дорожку»

Цель: Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове.

Ход игры

Ребенок проговаривает слово, отхлопывает слоговую структуру слова. Затем выкладывает из кирпичиков слоговую схему слова, располагая кирпичики в ряд.

«Доскажи словечко»

Цель: Профилактика нарушений слоговой структуры слов.

Логопед проговаривает слово без последнего слога и выкладывает слоговую схему слова из кирпичиков. Ребенок (опираясь на картинку) договаривает последний слог и «достраивает дорожку».

«Дорожка сломалась»

Цель: Делить слова на слоги, выделять лишний или недостающие слоги.

Ребенок проговаривает слово, делит его на слоги, выкладывает «слоговую дорожку», закрывает глаза, логопед убирает кирпичик-слог, ребенок называет недостающий слог и выкладывает кирпичик.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Просмотров: 515
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Шатова Марина. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Тепловодская Анастасия Валерьевна. Статья по теме: «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
  • Евсеева Галина Федоровна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
  • Эргарт Людмила Федоровна. ПРОЕКТ «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Пронкина Светлана Михайловна. ОБОБЩЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Бычкова Надежда Геннадьевна. Дидактические игры как способ повышения познавательной мотивации дошкольников в формировании математических представлений
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Гараева А.В Инденок Е.Н.. Проект по развитию математических представлений в средней группе. «Раз, два, три, четыре, пять, будем с мамой мы считать»
  • Чечетенко Татьяна Юрьевна. Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики
  • Тишина Ирина Андреевна. Конспект ООД с использованием ИКТ образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений для детей средней группы Тема: «Прогулка в лес»
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Евтушенко Татьяна Валерьевна. Конспект занятия: Игры логико-математического содержания в развитии элементарных математических представлений. Конспект занятия «Поход к лисе»
  • Аскерова Людмила Анатольевна Соломасова Тамара Николаевна. НОД по формированию математических представлений «Математическая игра» с элементами театрализованной деятельности как актуализация при «открытии» детьми нового знания для старшей группы
  • Никитина Вера Александровна. Авторская дидактическая игра-презентация по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
  • Мельникова О. Ю.. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 6-7 лет на тему «Путешествие в страну Математика».
  • Елембаева Балслу Айткуловна. Статья «Особенность игры при формировании элементарных математических представлений»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 4 до 5 лет на усвоение математических представлений
  • Сигаева Нэля Викторовна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительного к школе возраста «Выдающиеся математики»
  • Амелина Надежда Александровна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе № 6 для детей с ЗПР (VII вида). Тема: «Путешествие в сказочный лес»
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь