Техника «Человек-чулок»

Введение и обоснование

Техника «Человек-чулок», отмеченная специальной премией 1993 г., предполагает использование эластичного мешка из тонкой ткани с примесью лайкры. Такой мешок позволяет человеку целиком в него спрятаться и дает значительные возможности для маскировки фигуры, формирования более четкого ощущения границ своего тела, для активизации воображения. Техника может быть особенно интересна специалистам, работающим с детьми, отличающимися неустойчивым вниманием, и со взрослыми, страдающими нарушениями питания. Эластичный, легко растягивающийся во все стороны мешок обеспечивает интенсивную тактильную стимуляцию и может затрагивать антенатальные воспоминания, играющие, по-видимому, большую роль в процессе формирования телесного образа «Я».

Применение такого мешка позволяет клиенту занять положение, в котором он может сказать: «Я тебя вижу, а ты меня нет», - это дает ему чувство защищенности, ослабляет защитные реакции и располагает к игре, что столь важно для налаживания отношений между ребенком и психотерапевтом. Дети легко осваивают внутреннее пространство мешка и начинают совершать разнообразные движения, пытаясь имитировать «танцующие камни», выход цыпленка из яйца, летающих птиц и многое другое. Появляются богатые возможности для спонтанной интеракции между ребенком и психотерапешим и средством сочинения историй, а также обозначения и описания представляемых ребенком образов.

В процессе игры нередко проявляются воспоминания, связанные с разными этапами онтогенетического развития. Пребывание внутри эластичного мешка можно сравнить с пребыванием в «удерживающей среде» (Winnicott D., 1982). Возникающие у находящегося мешке ребенка ощущения могут быть особенно важны в случае, если ранний период развития клиента был осложнен различными неблагоприятными факторами. Эти ощущения позволяют ему вновь пережить опыт внутриутробного состояния и симбиотической зависимости от матери. Легкое раскачивание и вращение вокруг вертикальной оси тела может успокаивать гиперактивных или депрессивных детей.

При использовании такого мешка можно наблюдать оживление воспоминаний, связанных с процессом первичного отделения от матери. Ткань настолько эластична что ее можно достаточно далеко оттягивать от тела, увеличивая самым личное кинестетическое пространство и вызывая ощущение изменения исходного состояния. И наконец, благодаря растягиванию эластичной горловины из мешка могут высовываться части тел руки, ноги, голова. Это может вызывать разные чувства: от ощущений неловкости и стыда, связанных с попытками обнажения и доступности взглядам других людей, до страха или радостного возбуждения, вызванных выходом за пределы знакомого, обжитого пространства.

Возможности для психотерапевтической работы в этой игре разнообразны. Важно дать ребенку находиться внутри мешка сколько он захочет и затем осторожно стимулировать его к выходу наружу в том темпе и таким образом, как он определит сам.


Просмотров: 1783
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • 3.4. Двигательные ощущения – основа саморегуляции моторных действий
  • «Визуализация результата»
  • Визуально-кинестетическая диссоциация
  • Дыхательные упражнения
  • Игра в камушки Реброва Е.В.
  • Игровая терапия
  • Изготовление кукол
  • Какова роль взрослого в период развития дошкольника?
  • Классификация ощущений
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Метод холдинг-терапии
  • Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому
  • Отлучение родителей от детей
  • Памятка воспитателю по развитию креативности
  • Прикосновения
  • Прикосновения
  • Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания методика «SCHOOL»
  • Рисование под музыку
  • Рисуночная техника «До и после»
  • Рождение детей и обращение с ними
  • Сексуальное поведение лесбиянок
  • Смешанная игровая терапия
  • Советчик
  • Стратегия работы с приступами панической атаки
  • Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении» (для воспитателей дошкольных учреждений)
  • Техника «Взмах»
  • Управляемое восприятие («Посмотри на себя глазами, полными любви»)
  • Участвовать ли в игре ребенка?
  • Формирование потребности в признании у дошкольников в коллективной игре
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь