Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому

Как было показано в исследованиях СЮ. Мещеряковой, еще до рождения ребенка в отношении матери к нему уже существуют два начала – объектное (как к объекту ухода и полезных воздействий) и субъектное (как к полноценной личности и субъекту общения). С одной стороны, будущая мать готовится ухаживать за ребенком, закупает необходимые вещи, заботится о своем здоровье, подготавливает помещение для младенца и пр. С другой стороны, она уже общается с еще не рожденным ребенком – по его движениям угадывает его состояния, желания, обращается к нему, словом, воспринимает его как полноценного и очень важного человека.

Причем выраженность этих начал у разных матерей существенно различается: одни матери озабочены главным образом подготовкой к родам и покупкой необходимой экипировки, другие - более настроены на общение с ребенком. В первые месяцы жизни младенца эти особенности материнского отношения оказывают существенное формирующее влияние на его взаимоотношения с матерью и его общее психическое развитие. Наиболее важным и благоприятным условием формирования первых взаимоотношений младенца является субъектная, личностная составляющая отношения матери. Именно она обеспечивает чувствительность ко всем проявлениям младенца, быстрый и адекватный отклик на его состояния, «подстройку» к его настроениям, интерпретацию всех его действий как обращенных к матери. Все это создает атмосферу эмоционального общения, в котором мать в первые дни жизни ребенка выступает за обоих партнеров и тем самым пробуждает в ребенке ощущение себя как субъекта и потребность в общении.

Первое полугодие жизни – совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. В это время в отношениях младенца с матерью явно доминирует субъектное, личностное начало. Их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никакой информации и другого содержания между ними нет. Они просто улыбаются друг другу, смотрят в глаза, мама говорит ласковые слова (содержание которых совершенно неважно), а младенец отвечает нечленораздельными вокализациями (гуканьем и гулением).

Единственным содержанием такого общения является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным. Хотя уход за ребенком связан с многочисленными трудностями и заботами, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он любит ее не за то, что она для него что-то сделала, а за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования. И хотя уход за младенцем приносит множество хлопот и неприятностей – бессонные ночи, бесконечные испачканные вещи, крики по непонятным причинам, – нормальной матери не придет в голову осуждать, ругать, а тем более наказывать своего малютку. Любовь, которую можно определить как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире», и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, – это против своей «незаметности». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает мимикой, вокализациями, движениями, т.е. доступными ему средствами. Он общается с мамой буквально всем своим телом.

Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной роли. Младенца совершенно не интересуют внешний вид матери, наличие предметов у нее в руках, ее материальное или социальное положение – для него просто не существует всех этих вещей. Он выделяет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему и не сводимую к каким-либо частичным, предметным свойствам. Именно поэтому данный тип отношения, безусловно, можно назвать личностным.

В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его самоощущению: он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для другого.

Такое самоощущение, как и аффективная связь с матерью, уже является внутренним достоянием младенца и становится фундаментом его самосознания.

Во втором полугодии с появлением интереса к предметам и манипулятивной деятельности отношение ребенка ко взрослому меняется. Оно начинает опосредоваться предметами и предметными действиями. Самого взрослого ребенок начинает воспринимать как интересный предмет – известно, как малыши в 7-8 месяцев любят обследовать (хватать, трясти, тянуть в рот) все, что имеет отношение к человеку (волосы, одежду, украшения и пр.). Отношение к матери уже зависит от содержания общения, ребенок начинает дифференцировать положительные и отрицательные воздействия взрослого, по-разному реагировать на близких и незнакомых людей.

Появляется образ своего физического Я (узнавание себя в зеркале). Все это может свидетельствовать о появлении предметного начала в образе себя и в отношении к другому. Вместе с тем личностное начало, возникшее в первом полугодии, имеет яркое отражение в предметной активности малыша, его самоощущении и в отношениях с близкими взрослыми. Стремление разделить свои впечатления с близким взрослым и чувство защищенности в тревожных ситуациях, которое наблюдается у детей из нормальной семьи, свидетельствует о внутренней связи, сопричастности матери и ребенка, которая открывает новые возможности освоения мира, дает уверенность в себе и своей компетентности. В этой связи заметим, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка и не получившие в первом полугодии необходимого личностного, субъектного отношения матери, отличаются сниженной активностью, скованностью, они не склонны делиться своими впечатлениями со взрослым и воспринимают его как внешнее средство физической защиты от возможной опасности. Все это свидетельствует о том, что отсутствие аффективно-личностных связей с близким взрослым ведет к серьезным деформациям в самосознании ребенка – он лишается внутренней опоры своего существования, что значительно ограничивает его возможности в освоении мира и в проявлении своей активности. Таким образом, неразвитость личностного начала в отношениях с близким взрослым тормозит развитие предметного отношения к окружающему миру и к себе. Однако при благоприятных условиях развития уже на первом году жизни у ребенка складываются обе составляющих отношения к другим людям и к себе – личностное и предметное.


Просмотров: 2065
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • «Золотые» цепи родительской любви
  • Активность общения
  • Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет)
  • Единство межличностных отношений и самосознания
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении?
  • Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • М.И. Лисина. Этапы генезиса речи как средства общения
  • Метод холдинг-терапии
  • Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет)
  • Общая характеристика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста
  • Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)
  • Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развития
  • Переход от раннего возраста к дошкольному
  • Подготовительный этап – довербальное развитие общения
  • Познавательная активность
  • Положение единственного ребенка
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Продолжающаяся война
  • Психологический симбиоз
  • Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Роль матери в социализации детей
  • Семейная социализация
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Узнает ли себя ребенок в зеркале?
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Что такое «комплекс оживления»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь