Игра в камушки Реброва Е.В.

Реброва Екатерина Викторовна

Наши любимые вещи, все то, что окружает нас и создается нами, осознаем мы это или нет, отражает нас самих. Замечая и осознавая символизм, наполняюий нашу жизнь, возможно познавать себя, осознавая неслучайные отношения внутренних образов и их материальных проекций. Играя в камушки, выбирая и отвергая, создавая и разрушая соотношения цвета и формы, материала и сюжета, бессознательное говорит с нами на языке образов и символов, воплощаясь в метафоры. Интуитивная творческая деятельность позволяет наладить диалог с самим собой, который ведет к самопознанию, интеграции и трансформации.

Работа с предложенным материалом предоставляет пространство для творчества психолога и клиента, индивидуальной и групповой арт-терапии, экспрессивно-символической деятельности, различных форм релаксации и актуализации образов бессознательного.

Цель: осознание бессознательных тенденций, экспрессивное творческое самовыражение, интеграция.

Роль психолога: фасилитирующая, ассоциативно-направляющая.

Материал: коллекция камушков, состоящая из минералов, бусин, шариков, бисера, морских камней и раковин, пластмассовых и стеклянных элементов.

Камни представлены всех основных цветов, разнообразных форм и размеров, природного и искусственного происхождения.

Преимущества:

– задействование сенсорного канала восприятия позволяет переключить доминирующий очаг возбуждения, что способствует эмоциональной регуляции, расслаблению;

Рис. 1. Коллекция камушков.

– свойства применяемого материала реализуют потребности клиента в наличие четких границ, контроле над процессом творческой деятельности, возможности в любой момент изменить созданный продукт творчества;

– активизация ассоциативного ряда и образного мышления при восприятии абстрактных объектов и обсуждении композиций, стимулирует работу «подавленного» правого полушария;

– направленное сосредоточение и стимуляция осознания ощущений – центрируют фокус внимания на субъекте, его телесных проявлениях;

– побуждение к спонтанной игре позволяет проявиться внутреннему ребенку, раскрыться творческому потенциалу.

Формы работы с детьми и взрослыми:

«Релаксация»: знакомство с материалом, спонтанная игра, выбор наиболее отзывающихся камушков. Фокусировка внимания на сенсорных ощущениях помогает ощутить себя в ситуации «здесь и теперь», способствует эмоциональной регуляции.

«Театр прикосновений»: групповая форма релаксации, при расслаблении одного участника группы остальные осуществляют с ним сенсорное взаимодействие, раскладывая на теле различные камушки.

«Инсталляция-сказка»: создание композиции из камушков в «найденном» или предложенном пространстве. В зависимости от контекста арт-терапевтического процесса, инсталляция может создаваться в песочнице, круглой тарелке, на различных цветовых фонах. Придумывается история или сказка, по мере сочинения композиция трансформируется. Техника инсталляции позволяет соединить разрозненные фрагменты в единое целое, что дает клиенту ощущение контроля над изобразительным процессом.

«Выбери меня»: групповая игра в ассоциации, где каждый участник ассоциирует себя и другого с камушком, аргументируя свой выбор. Участники делятся своими переживаниями. Игра эффективно применяется при арт-терапии с семьей.

Игра «Остров сокровищ»: ребенку предлагается закопать камушки–сокровища в песочнице и отправиться на поиски сокровищ. Раскапывая сокровище, ребенок называет, что ценное приходит в его жизнь вместе с сокровищем, какое качество характера, возможность, знание или умение он получает, обладая сокровищем. Игра позволяет обсудить с ребенком его значимые ценности, принятие или отвержение системы ценностей его семьи.

Игра «Как это относится ко мне?»: с закрытыми глазами выбираются камушки. Когда камушек выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в жизни клиента напоминает этот камушек, как этот цвет и форма относятся к нему.

В этой игре камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций клиента. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос.

Инсталляция «Мир на ладошке»: на ладони создается композиция из выбранных камушков (см. Рис. 2). Пространство ладони, голографически отражая весь организм, стимулирует создание личностно значимых образов, акцентирует внимание на области центра, основании ладони, и области пальцев как удаляющегося пространства. Так выбранные камушки и созданная из них композиция будет являться проекцией «Я–образа» клиента.

Рис. 2. Композиция из выбранных камушков.

Обсуждая композицию, психолог и клиент отправляются в совместное путешествие к метафорам бессознательного, исследуя приходящие чувства, ассоциации и значения символов, замеченные взаимосвязи. Психолог просит клиента подобрать ассоциации к каждому камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях которые он вызывает. Свойства камушков могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначать для автора те или иные события, отражать динамику внутренней жизни. Психолог добавляет свои ассоциации, опираясь на общекультурный символизм, делится чувствами, подчеркивает значимость расположения камней в композиции, помогая установить взаимосвязь образов между собой и с событиями жизни клиента. Важно обращать внимание на пространственные характеристики композиции: центр ладони – актуальное восприятие себя в момент «здесь и теперь»; область пальцев – цели, установки и ожидания связанные с будущим; область ладони у запястья– основы, прошлое. Представленный психический материал в большинстве случаях представляет собой стремление к нахождению баланса противоположностей: материальное–духовное, мужское–женское, активность–пассивность, беззащитность–уверенность, импульсивность–контроль и т.д. Пространство композиции символически объединяет противоположности, способствуя большему принятию. Постепенно с обсуждением и осознанием взаимосвязи элементов, складывается целостный образ – композиция обретает название, что определяет центральную смысловую идею созданного образа.

При интерпретации выбора и обсуждении учитывается:
  • семантическое пространство выбирающего, с чем клиент обратился, о чем думает, что чувствует, каков его запрос;
  • личностные ассоциации клиента;
  • символизм цвета, формы, расположения;
  • общекультурное и историческое значение обсуждаемых качеств, символов;
  • ассоциации психолога, синхронистичность;
  • пространственно-временные соотношения в композиции.

Композиции из камушков, как правило, непредсказуемы и неожиданны для создающих. Настроение игры, отсутствие возможности и необходимости просчитать, логически выстроить и обосновать выбор, заставляют действовать интуитивно, а значит и более открыто и искренне, минуя психологическое сопротивление и чрезмерные защиты.

Литература:
  1. Малкоиди К. Палитра души. – К.: София, 2004. – 272 с.
  2. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

Просмотров: 3566
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • Sаndplay с маленькой буквы «s»
  • Sаndplay с маленькой буквы «s»
  • Аналитическая психокоррекция Адлера
  • Базисная мотивация деятельности (поведения) клиента
  • Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту
  • Вербальная поддержка клиента
  • Изучение личности клиента
  • Использование рисунка в танцевально-двигательной терапии
  • Количество встреч психолога-консультанта с клиентом
  • Конструктивный подход к решению проблемы клиента
  • Краткосрочная позитивная психотерапия
  • Личностно-центрированная терапия
  • Максимализм клиента
  • Модификация метода холдинг-терапии для работы с семьями, имеющими аутичного ребенка
  • Настроечный этап психологического консультирования
  • Непрерывность контактов психолога-консультанта с клиентом
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Перечень вопросов, обсуждаемых на супервизии
  • Прием постановки психологом-консультантом открытых вопросов перед клиентом
  • Провокационная терапия (Френк Фарелли)
  • Противоречия в фактах, проявляющиеся на стадии интерпретации исповеди
  • Протокол включенного наблюдения для педагога-психолога Н. Самоукиной
  • Процедура активизации памяти и мышления клиента
  • Процедура выработки у клиента уверенности в том, что его проблема будет успешно решена
  • Процедура эмпатического слушания психологом-консультантом клиента
  • Психодрама
  • Психологическая безопасность
  • Психотерапевтические достоинства Песочной терапии
  • Техника «Человек-чулок»
  • Эмпатия психолога консультанта к клиенту



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь