Основные закономерности формирования понятий у детей

Детей разного дошкольного возраста спросили, что такое кукла.

Ответы были разные.

  • Лена: «Кукла – это вот». (Показывает.)
  • Нина: «Кукла – чтобы играть».
  • Зина: «Кукла – это голова, руки, ноги, волосы».
  • Оля: «Кукла – это игрушка».

По ответам детей определите примерно их возраст.

Назовите основные закономерности формирования понятий у детей.

Ответ

Примерный возраст детей:

  • Лене – 2,5-3 г. (указывает на конкретный предмет);
  • Нине – 5 лет (выделяет признак, который приобрел наибольшее значение);
  • Зине – 5-6 лет (описывает предмет, называя признаки без всякого порядка);
  • Оле – 6-7 лет (выделяет основные признаки, по которым предмет может быть отнесен к определенной категории).

Закономерности формирования понятий у детей следующие:

  • выделение в воспринимаемом предмете множества отличительных признаков;
  • сравнение ряда предметов и их признаков;
  • выделение существенных признаков;
  • обобщение признаков и обозначение их словом.

Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в сформированные понятия. Их можно только использовать при формировании понятий. Понятия и основанные на их применении логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения основ научных знаний.

В старшем дошкольном возрасте организуют внешние ориентировочные действия детей с изучаемым материалом. Ребенок получает средство, необходимое для того, чтобы при помощи собственных действий выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия.

Дальнейший ход формирования понятия состоит в том, чтобы организовать переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. При этом внешние средства заменяются словесным обозначением.


Просмотров: 7806
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология ребенка




Другие новости по теме:

  • Вацуро Эразм Григорьевич (1907 – 1967)
  • Влияние развода родителей на детей
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)
  • Детская психология
  • Дошкольный возраст
  • Игра «Поиск общих свойств»
  • Как можно организовать бодрствование детей грудного возраста в домашних условиях?
  • Как организовать предметную деятельность детей при малом количестве игрушек?
  • Капризы детей
  • Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Математика и умственно отсталые дошкольники
  • Методика «Четвертый лишний»
  • Можно ли по ответам на вопросы ребенком судить о том, каков ребенок в действительности?
  • Натадзе Реваз Григорьевич (1903 – 1984)
  • Обобщение понятий
  • Обучение детей раннего возраста
  • Операции мышления
  • Особенности воображения детей 5 лет
  • Особенности мышления у детей раннего возраста
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Педагогическая психология
  • Познавательное развитие детей младшего школьного возраста
  • Почему ребенку трудно отказаться от своих желаний, затормозить свои действия?
  • Почему ребенок ломает игрушки
  • Развитие мышления ребенка раннего возраста
  • Сенсорные эталоны
  • Содержание понятия
  • Учебная деятельность
  • Шардаков Михаил Николаевич (1895 – 1961)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь