Шардаков Михаил Николаевич (1895 – 1961)

российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Д-р психологических наук, профессор. Работал в ЛГПИ им. Герцена (1927-1942; 1944-1961), являлся зав. кафедрой психологии (1944-1961). Занимался изучением психического развития школьников в процессе обучения, психологией мышления. На основе проведенных в 1946-1960 гг. экспериментальных исследований Ш. дает всестороннюю характеристику развития мышления учащихся, показывает особенности динамики осознавания школьниками собственных мыслительных процессов. В результате исследования процессов анализа, синтеза, сравнения были раскрыты соотношения этих процессов в развивающемся интеллекте школьника, а также выделены черты их совершенствования: дифференцировка свойств объектов, целенаправленность, планомерность. Изучение развития различных видов умозаключений позволило установить основные ошибки учащихся в индуктивных, дедуктивных умозаключениях и умозаключениях по аналогии, а также выделить те дидактические приемы, использование которых позволяет целесообразно развивать эти виды умозаключений. В работах Ш. рассмотрены особенности развития понимания, процесса усвоения связей и отношений. Дана характеристика развития причинного мышления школьников, понимания и усвоения ими функциональной математической зависимости, пространственных, временных, условных отношений, а также обратимости и противоречий в связях и отношениях. Цикл работ Ш. посвящен изучению развития понятий у школьников. Рассмотрены различные пути усвоения понятий: "от единичного к общему" и "от общего к единичному"; раскрыты ступени формирования различных видов понятий: предметных, научных, моральных; показаны дидактические условия, позволяющие избежать ошибок в формировании понятий и обеспечить их неформальное усвоение. Исследования развития мышления охватывало учащихся 1-9-х классов. Полученные данные содержат достаточно полный и обоснованный перечень критериев для оценки развивающегося в учебной деятельности мышления школьников и отражают особенности мышления учащихся разного возраста. Ш.

Автор монографий:
"Обществоведческое мышление школьника. Экспериментальное исследование", 1931;
"Очерки психологии учения", 1951;
"Очерки психологии школьника", 1955;
"Мышление школьника", 1963.
Просмотров: 2603
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Ансон Карл Карлович (1887 – 1966)
  • Беляев Михаил Федорович (1899 – 1955)
  • Блонский Павел Петрович (1884 – 1942)
  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Гозова Александра Петровна (1923 – 1994)
  • Детская психология
  • Ересь Елена Павловна (1904 – 1985)
  • Жинкин Николай Иванович (1893 – 1979)
  • Индивидуальные особенности мышления
  • Калмыкова Зинаида Ильинична (1914 – 1993)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Котелова Юлия Владимировна (1903 – 1980)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Кудрявцев Товий Васильевич (1928 – 1987)
  • Левитов Николай Дмитриевич (1890 – 1971)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905 – 06.07.1984)
  • Муканов Маджит Муканович (1920 – 1985)
  • Натадзе Реваз Григорьевич (1903 – 1984)
  • Пинский Борис Израелевич (1909 – 1982)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Сахаров Леонид Соломонович (1900 – 1928)
  • Семенова Анна Петровна (1899 – 1984)
  • Синица Иван Емельянович (1910 – 1976)
  • Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 – 17.07.1996)
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Шеварев Петр Алексеевич (1892 – 1972)
  • Шиф Жозефина Ильинична (1904 – 1978)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь