Хлебунова Адиля Фаритовна. Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой

Сентябрь

Задачи:

  1. Обобщить представления о лете: продолжительность дня и ночи, температура воздуха, явления природы (гроза, радуга, молния, солнцепёк); состояние растений (рост, цветение, созревание ягод и плодов); особенности жизнедеятельности животных в лесу.
  2. Формировать понятия об осени как времени года (похолодание).
  3. Освоить представления о воде, её

свойствах; почве — состав, влажность почвы.

4. Конкретизировать представления

 

Скачать планы

об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособления к среде, к сезонным

изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения

потребностей). Опытническая работа:

1. Песок

- Форма песчинок. Цель: показать, что песчинки имеют определённую форму.

- Песчаный конус. Цель: показать, что песок может двигаться.

2. Вода

- Свойства воды (текучесть, запах, вкус, прозрачность, бесцветность). Цель: познакомить со свойствами воды.

- Способность воды отражать окружающие предметы. Цель: доказать, что вода обладает отражающими свойствами.

3. Воздух

-Воздух нам необходим. Цель: показать, что воздух необходим всем живым организмам

Речевые логические задачи

- "Разноцветные кораблики"

- "У речки" Игры на классификацию объектов

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

"Что в круге"

Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира

по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

«Волшебная дорожка»

Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

Тренинги: «В гости к королеве Природы», «В гости к королеве Изобретений»

Самостоятельная деятельность детей

ИЗО: предложить детям бумагу разных цветов для изображения осенних изменений в природе. В уголок самостоятельной художественной деятельности поместить трафареты овощей, фруктов, грибов.

Книжный уголок: подобрать художественную литературу с осенней тематикой. Поместить иллюстрации с изображением насекомых.

Уголок природы:

- Поместить альбом, иллюстрации с изображением осени. Природный материал для изготовления поделок.

- Оформление альбома «Времена года» (сентябрь)

Беседы:

- "Что помогает цветам расти".

- "Для чего человеку воздух?"

- «Для чего человеку чистая вода?»

- "Почему идет дождь?"

- "Куда и почему улетают птицы"

- "Как отличить живой организм от неживого?"

Труд в природе:

- Сбор семян дикорастущих трав (для подкормки птиц)

- Заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций)

- Уборка листьев

- Рыхление земли у деревьев.

- Обрезка кустарника.

Посадка овса для кормления животных уголка природы.

Чтение художественной литературы:

Е. Трутнева "Грибы" В. Бианки "Опять лето"

Н. Павлова "Осенью" И. Бунин "Листопад"

В. Бианки "Готовятся к зиме "

Н. Павлова "Поехали!"

В. Сухомлинский "Старый пес"

Л. Толстой "Белка и волк"

К. Ушинский "Гусь и журавль"

Т.А. Шорыгина "Сказка о кривой уточке"

Т.А. Шорыгина "Муха"

Т.А. Шорыгина "Божья коровка"

Наблюдения в природе:

  • осмотр участка детского сада
  • наблюдение за образующимися лужами, отражениями в них
  • изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи

высота стояния солнца, изменения температуры, первые заморозки, туман,

роса, небо (луна, звезды, солнце, облака);

  • прозрачность воздуха, скорость его передвижения
  • прекращение роста и отмирание верхних частей растений
  • различие деревьев, кустарников, трав по стволам, веткам, остаткам плодов

листьев. Растения однолетние и многолетние;

  • исчезновение насекомых (нахождение мест их скопления). Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи), водоплавающие птицы

-труд дворника, садовника.

Октябрь

Задачи:

  1. Продолжать формировать понятия об осени, как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки).
  2. Продолжить освоение представлений о свойствах воздуха; о воде — испарении, силе воды, процессе конденсации.
  3. Конкретизировать представление о деревьях, растущих на участке и

домашних животных.

4. Сформировать представление о внешнем строении человека, его основных

жизненных функциях (питание, дыхание, движение, труд). — Опытническая работа:

1. Вода

- Куда делась вода? Цель: подвести детей к выводу о том, что вода испаряется, скорость испарения зависит от температуры.

- Водяная мельница Цель: показать, что вода обладает силой.

2. Воздух

- Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха) Цель: познакомить со свойствами воздуха.

-

Речевые логические задачи:

- "О чем рассказал ёжик"

- "По грибы".

Работа с родителями:

- Озеленение группы.

- Оформление выставки " Палитры осени".

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: выложить природный материал для свободного творчества. Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. Поместить трафареты одежды людей, грибов, листьев деревьев.

Книжный уголок: Подобрать художественную литературу о природных явлениях, деревьях, кустарниках, травах. Выложить иллюстрации с изображением домашних животных.

Уголок природы

Альбом «Времена года» (октябрь, ноябрь). Игры на классификацию

Тренинг «В гости к королеве Живой природы»

«Ты мой кусочек»

Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.

"Что в круге"

Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Поможем Золушке»

Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

«Волшебная дорожка»

Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

Беседы:

- "Что было сначала, что потом" (развитие растений).

- "Откуда взялся ветер".

- "Как образуются облака?"

- "Зачем человеку глаза и уши?"

- "Как человек заботится о домашних животных?"

- "Чем полезны овощи, фрукты, ягоды". Труд в природе:

- Заготовка веток, листьев, плодов для игр.

- Окапывание деревьев и кустарников.

- Уборка сухих веток, листьев деревьев и кустарников.

- Уборка участка.

- Сбор семян дикорастущих трав.

- Уход за комнатными растениями.

Чтение художественной литературы:

- С. Воронин "Моя береза" (осенью).

- В. Бианки "Прощальная песенка"

- В. Бианки "Белкина сушильня "

- Л. Чудинова"Сенокосец"

- Т.А. Шорыгина "Муравей"

- Т.А. Шорыгина "Свиристель"

- М. Пришвин "Лисичкин хлеб"

- И. Бунин "Листопад"

- Е. Чарушин "Курочка"

- В. Бианки "Музыкант"

- Л. Толстой "Волк и собака"

- Фольклор: загадки, пословицы, поговорки, песенки — потешки об осени.

- Энциклопедические рассказы о неживых объектах природы.

Наблюдения в природе:

  • осмотр участка детского сада
  • изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи
  • облачность; осадки; небесные светила
  • наблюдение за влажными вещами, развешанными для сушки
  • сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом
  • приближение птиц к жилью человека
  • наблюдение за животными, прибегающими на участок (собаки разных пород

кошки).

Ноябрь

Задачи:

1. Продолжать формировать понятия осени как времени года (сильное

похолодание, дальнейшее сокращение светового дня, осадки в форме снега).

2. Дать представление о температуре воздуха и её изменчивости.

3. Дать представление об основных группах растений (дерево, куст, трава).

Сравнить состояние лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Отличить

особенность жизни диких зверей и птиц осенью.

4. Уточнить представление о функциях растений (питание, дыхание, движение,

рост и развитие).

5. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Опытническая работа:

1. Вода

– Свойства пара. Цель: показать, что пар тёплый, лёгкий, его трудно удержать, он не имеет формы.

2. Воздух

- Как его обнаружить? Цель: показать один из способов обнаружения воздуха.

-Почему надулся шар? Цель: показать, что воздух занимает всё свободное пространство

- Определи температуру. Цель: показать детям, что воздух имеет определённую температуру, и она может меняться. Это зависит от времени, места измерения.

Речевые логические задачи:

- "Кто обедал в птичьей столовой?"

- "Кто где зимует?"

Работа с родителями

Консультация «Как познакомить дошкольника с предметным миром».

Анкетирование родителей на тему: «Знакомство дошкольников с окружающим миром в семье».

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: выложить природный материал для рисования нетрадиционным способом; приготовить краски для игры «Поиграй с цветом».

Книжный уголок: подобрать иллюстрации с изображением растений, растущих в разных природных зонах; книги о деревьях, кустарниках, птицах. Игры на классификацию

Тренинг: «В гости к королеве Природы»,

«В гости к королеве неживой природы»

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

"Я еду на Север"

Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения.

«Купец»

Цель: учить описывать свойства и признаки объектов, узнавать объект по описанию.

Беседы

- "Что ты заметил по дороге в д/сад?" (солнце встает поздно).

- "Нужно ли человеку готовиться к зиме?"

- "Почему птицы улетают в теплые края?"

- "Как мы помогаем комнатным растениям?"

- "Почему происходит листопад?" Труд в природе:

- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

- Расчистка дорожек от снега.

- Утепление молодых деревьев.

- Помощь малышам в уборке территории.

- Подкормка птиц на участке.

- Уход за комнатными растениями.

- Помощь няне в утеплении окон.

Чтение художественной литературы:

- В. Бианки "Запасы овощей"

- В. Бианки "Готовятся к зиме"

- Т.А. Шорыгина "Белка"

- Т.А. Шорыгина "Ёж"

- Т.А. Шорыгина "Осина", "Сосна"

- Н. Павлова "Опенки"

- К. Ушинский "Умой обождать"

- В. Сухомлинский "Птичья кладовая"

- Викторина на тему: "Деревья".

Наблюдения в природе:

  • осмотр участка детского сада
  • наблюдение за испарениями, происходящими в природе (после дождя)
  • освещенность в течение дня
  • продолжительность дня и ночи
  • измерение температуры воздуха
  • наблюдение за птицами, обитающими вблизи жилья человека

- наблюдение за лиственными и хвойными деревьями, кустарниками.

  • наблюдение за животными
  • наблюдение за небом (хмурое, темные тучи)

- Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.

Декабрь

Задачи:

  1. Расширить представления о зиме: состояние погоды, длительность дня.
  2. Закрепить знания о свойствах снега, воздуха, воды.
  3. Расширить представления о зимовке животных (зверей, птиц, рыб,

насекомых).

4. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением

животных и условиями зимнего сезона (среда обитания, потребности,

приспособления к среде, признаки хорошего состояния) (дикие звери)

5. Сформировать представление о наземной, воздушной и водной среде

обитания.

Опытническая работа:

1. Снег

- Зависимость свойств снега от температуры воздуха. Цель: подвести к пониманию зависимости свойств снега от температуры.

2. Вода

- Переход из одного состояния в другое. Цель: показать, что при определённых условиях вода переходит из одного состояния в другое и обратно.

3. Воздух

- Где теплее? Цель: подвести детей к выводу, что холодный воздух тяжелее тёплого.

-Расширение и сжатие воздуха. Цель: показать, что воздух сжимается и расширяется в зависимости от температуры.

4. Лёд

- Испарение льда. Цель: показать переход твёрдого вещества в газообразное.

5. Растения

- Посадка лука. Цель: подвести детей к выводу, что для нормального роста и развития растений необходимы свет, вода, тепло, питание.

Работа с родителями:

Оформление стенгазеты «Хочу всё знать»

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить бумагу и ножницы для вырезания снежинок; трафареты диких животных, рыб; тонированную бумагу, пластилин.

Книжный уголок: подобрать литературу о диких животных и обитателях воды, открытки с их изображением.

Настольные игры на классификацию объектов окружающего мира.

Уголок природы

Альбом «Времена года» (декабрь, январь).

Игры на классификацию

«Кто где живёт» Цель:

«Что это такое?»

Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.

«Кто больше назовёт»

Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

«Был. Есть. Будет»

Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.

«Я еду в деревню»

Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

«Рыбы – птицы – звери»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

Беседы:

- "Что я видел по дороге в д/сад?" (изменения в природе).

- "Мои органы зрения".

- "Что мы знаем о рыбе?"

- "Что нужно растениям?"

- "Где найти медведя зимой?"

- "У воды, на воде, в воде" Труд в природе:

- Уборка участка после снегопада.

- Изготовление и вывешивание замороженных и цветных льдинок.

- Устройство горок для кукол.

- Сооружение построек из снега.

- Поливка водой построек и дорожек.

- Подкормка птиц.

Чтение художественной литературы:

- В. Бианки "Приспособился"

- В. Бианки "Прячутся..."

- Т.А. Шорыгина "Ель"

- Т.А. Шорыгина "Прогулка в лес" –

- Е. Чарушин "Заяц"

- Е. Чарушин "Что за зверь"

- А. Клыков "Зимой под водой"

- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Воробей"

- Т.А. Шорыгина "Лиса — мышкует"

- Т.А. Шорыгина "Волк зимой"

- Викторина "Дикие животные"

-Энциклопедия «Всё обо всём» «Привычные вещи»

Речевые логические задачи:

- "Что бабушка рассказала Саше?"

- "Кто обедал в птичьей столовой?" (2) Наблюдения в природе:

- наблюдение за небом (темные тучи, солнце пробивается редко, солнце

рано прячется, день короткий);

  • наблюдение за солнцем (отметить восход и заход солнца)

- наблюдение «Куда делась вода из аквариума?»

  • наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок через лупу
  • определение погоды по приметам
  • наблюдение за водоемами (лужей, рекой). Отметить постепенное замерзание
  • различение деревьев, кустарников по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветках плодам
  • наблюдение за повадками птиц

- продолжить наблюдение за домашними животными.

Январь

Задачи:

  1. Установить взаимосвязь между изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Дать представление о том, как осуществляется переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
  2. Формировать умение самостоятельно выделять и называть явления в живой и неживой природе (например, осадки: снег, хлопья, крупа; холодно, морозно).
  3. Раскрыть роль человека в нарушении и сохранении окружающей нас природы, познакомить с правилами поведения в ней.
  4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

Опытническая работа:

1. . Снег

- Защитные свойства снега. Цель: показать, что снег обладает защитными свойствами.

2. Вода

-Замерзание пара на металлических предметах Цель: показать, что при замерзании пара образуется иней, который оседает на ветках деревьев, стёклах автобусов, металлических предметах.

3. Воздух

-Опыт с открытой дверью и свечой. Цель: показать, как образуется ветер в природе.

- Тема: «Как человек использует воздух для защиты от холода»

Цель: объяснить детям, почему мы выбираем просторную обувь для зимы; почему зимой одевают несколько слоёв одежды и почему мех «греет» лучше.

4. Лёд

- Свойства льда (бесцветность, прозрачность, гладкость, температура льда, прочность). Цель: познакомить со свойствами льда.

5. Магнит

-Знакомство с магнитом. Цель: познакомить со свойствами магнита.

- Сила магнита. Цель: доказать, что магнит обладает силой.

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить бумагу и ножницы для силуэтного вырезания животных; трафареты животных, человека. Книжка раскраска.

Книжный уголок: разложить книги Е. Чарушина, К.Ушинского, литературу о временах года.

Игры на классификацию

"Что в круге"

Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Волшебная дорожка»

Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.

«Цепочка»

Цель: учить подбирать и называть признаки объектов.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

«Поможем Золушке»

Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам.

"Я еду на Север"

Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения

Беседы:

- «Как образуется ветер»

- "Гололед".

- "Как зимуют дикие звери?"

- "Труд людей зимой".

- "Зимующие и перелётные птицы".

- "Почему не тает снег?"

- "Чем иней отличается от снега?"

- "Правила поведения в лесу». Труд в природе:

- Помощь дворнику в уборке участка от снега.

- Укрывание снегом корней деревьев.

- Украшение елки цветными льдинками.

- Сооружение построек из снега.

- Уборка снега на участке малышей.

- Изготовление кормушек для птиц.

Чтение художественной литературы:

  • Н. Калинина "Про снежный колобок"

- В. Архангельский "Летят снежинки"

  • Н. Павлова "Деревья зимой"

- Л.Толстой "Зайцы"

  • К. Ушинский "Проказы старухи зимы"

- Т.А. Шорыгина "Рябина, зимний лес".

- В. Бианки "Синичкин календарь" Январь.

  • Н. Павлова "Зимняя пирушка" (сказка)

- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Синица"

Речевые логические задачи:

  • "Зимние братья"

- «Логические задачи» Наблюдения в природе:

  • продолжать наблюдение за небом (отмечать расположение на небе туч, солнца, звезд и т.д.). Солнце только светит, но не греет
  • наблюдение за инеем. Попросить детей рассказать, что они знают об инее, чем он отличается от снега
  • наблюдение за образованием сугробов на участке, за работой снегоуборочной машины
  • наблюдение за птицами (отметить разное поведение птиц в разную погоду)
  • наблюдение за гололедом, трудом дворника в гололед
  • наблюдение за снегопадом (отметить разнообразие снежинок в зависимости от погоды (снежинки, хлопья, крупка))

- наблюдение за следами, которые оставили птицы, звери на снегу.

Февраль

Задачи:

1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (снегопад,

сугробы, метель, вьюга, позёмка).

2. Установить связь между особенностями внешнего вида, поведением птиц и условиями зимнего сезона.

3. Воспитывать исследовательский интерес в природе путем создания проблемных ситуаций.

4. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Игры на классификацию

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

«Цепочка»

Цель: учить подбирать и называть признаки объектов.

«Был. Есть. Будет»

Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.

«Ты мой кусочек»

Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

Речевые логические задачи:

- "Где снежинки?"

- "Птичья столовая".

Работа с родителями:

- Папку — передвижка на тему: "Неизведанное — рядом!".

- Домашнее задание "Я — волшебник" (изобразить опыт, проведенный дома с ребенком). Опытническая работа

1. Магнит

- «Намагниченная скрепка»

- «Действие магнита через воду и стекло»

2. Воздух

- Загрязнение воздуха. Цель: показать детям, что городской воздух загрязнён.

- Перемещение воздуха. Цель: показать, что воздух легко перемещается.

3. Лёд

- Твёрдое тело. Цель: подвести детей к выводу, что лёд обладает свойствами твёрдого тела.

4. Снег

- Что тяжелее, снег или песок? Цель: показать детям, что песок (почва) тяжелее снега.

Беседы:

- "Почему зимой грустят птицы?".

- "Почему человек ухаживает за птицами?"

- "Для чего человек убирает снег зимой?".

- "Живые ли растения зимой?".

- "Чистый воздух. Для чего он нужен?"

Труд в природе:

- Подкормка птиц.

- Разбрасывание песка на скользкие дорожки

(помощь дворнику).

- Сооружение построек из снега.

- Украшение их цветными льдинками.

- Встряхивание снега с кустов и деревьев. Наблюдения в природе:

  • наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку, участок (различение их по передвижению по земле)
  • наблюдение за силой ветра, образованием метели, вьюги, поземки
  • определение погоды по приметам
  • увеличение продолжительности дня (отметить путь солнца утром, днем

вечером);

  • наблюдение за чистотой воздуха на площадке у проезжей части
  • наблюдение за травой, зимующей под снегом
  • наблюдение за повадками птиц, обитающих в живом уголке

- наблюдение за следами птиц, оставленных на снегу.

Чтение художественной литературы:

- И. Акимушкин "Жил был медведь"

- Г. Скребицкий "На лесной полянке" (зима)

- Г. Скребицкий "Маленький лесовод"

- Н. Павлова "Белые шубки"

- В. Бианки "Синичкин календарь" (февраль)

- Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Ворона"

- С. Воронин "Моя береза" (зимой).

- фольклор: стихотворения загадки, песенки — потешки о птицах.

- Энциклопедия «Привычные вещи».

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить трафареты птиц, силуэты птиц для вырезания и дальнейшего наклеивания на рисунки. Разнообразить материал для нетрадиционного рисования.

Книжный уголок: Подобрать литературу о птицах, изображения птиц. Книжки — раскраски.

Уголок природы:

Поместить иллюстрации с изображением зимних явлений: метели, вьюги; поземки; зимующих птиц.

- Оформить альбом «Времена года» (февраль, март).

Март

Задачи

  1. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега (на открытых местах, возле деревьев), образование сосулек, мокрый снег, сильные ветры и т.д.
  2. Продолжить знакомство со свойствами воды, воздуха; закрепить умение моделировать вещества и процессы, происходящие в них.
  3. Систематизировать представление о местах обитания домашних животных,

диких зверей, насекомых.

4. Расширить представление о живородящих рыбах, условиях их размножения.

Воспитывать интерес и бережное отношение к просыпающейся природе. Опытническая работа:

1. Вода

- Животворное свойство воды. Цель: показать важное свойство воды давать жизнь живым организмам.

2. Воздух

- Живая змейка (Ветер в комнате) Цель: подвести детей к выводу, что воздух, нагреваясь, поднимается вверх.

- Тема: «Холодный и горячий воздух имеют разные свойства».

Цель: познакомить детей с умением воздуха сжиматься и расширяться.

3. Растения:

- Необходимость тепла для распускания срезанных веток.

- Посадка семян.

- Влияние прополки на рост и развитие растений.

Речевые логические задачи:

- "Волшебные льдинки"

- "Первые цветы".

Работа с родителями:

- Консультация «Как сделать интересной детскую прогулку»

- Выпуск минигазеты «Окружающий нас мир».

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить книжки — раскраски весенней тематики.

Книжный уголок: Подобрать литературу с весенней тематикой.

Уголок природы: Поместить иллюстрации с изображением весенних явлений, насекомых.

Уголок экспериментальной деятельности: Создать условия для дальнейшей опытнической работы с растениями, водой, светом, воздухом. Игры на классификацию

«Мир вокруг нас»

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.

«Скажи всё об объекте»

Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Волшебная дорожка»

Цель: учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Кто больше назовёт»

Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

«Что это такое?»

Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

«Ты мой кусочек»

Цель: уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

Беседы:

- "Что я видел по дороге в д/сад» (изменения, произошедшие за последнее время).

- "Для чего человеку уши?"

- "Откуда взялись ручейки?".

- "Как дышит растение?".

- "Что такое почки, развивающиеся на дереве?"

- "Как образуется наст?" Труд в природе:

- Уборка снега и льда.

- Перевозка снега в указанное место.

- Уборка участка малышей.

- Разметание метлой луж.

- Разбрасывание снега для быстрого таяния.

- Уборка веток деревьев.

Чтение художественной литературы:

- Т.А. Шорыгина "Береза"

- Н. Сладков "Медведь и солнце"

- Ю.Дмитриев "Цыплята и воробьята"

- О. Иваненко "Сосулька", (сказка)

- Т.А. Шорыгина "Подснежник"

- Т.А. Шорыгина "Вкусный урок"

- В. Бианки "Три весны"

- фольклор: песенки — потешки, загадки, пословицы о весне.

Наблюдения в природе:

  • экскурсия в живой уголок: наблюдение за рыбами, условиями их существования
  • увеличение светового дня
  • солнце: греет сильнее, изменился его путь в течение дня
  • последние зимние бураны и вьюги, поземка
  • таяние снега, образование сосулек, капель
  • наблюдение за трудом дворника
  • наблюдение за деревьями (с какой стороны от дерева быстрее тает снег)
  • образование ручейков
  • наблюдение за птицами (изменилось их поведение)
  • оживление комнатных растений

- длительное наблюдение за ростом овса.

Апрель

Задачи:

1. Уточнить представление детей о признаках весны: (растет трава, набухают

почки, появляются насекомые, снег с дождем, появляются проталины).

2. Формировать представление о способности человека и других живых

существ чувствовать состояние среды (температуры, освещенность, влажность,

наличие пищи).

3. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой

природе и жизнью животных.

4. Продолжать учить детей выявлять функции объектов неживой системы природного мира.

5. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе. Опытническая работа:

1. Свет:

- Световой луч.

2. Человек:

- Наши помощники – глаза

3. Вода

- Заваривание воды травами, чаем. Цель: показать детям, что вкус можно изменить, заварив в воде лечебную траву, листья растений.

- Взаимодействие воды с другими веществами. Цель: показать, что вода является хорошим растворителем.

4. Воздух.

- Вес воздуха. Цель: подвести детей к выводу, что воздух имеет вес.

- Есть ли в воздухе вода?

Цель: показать детям, что в воздухе есть водяные пары.

Речевые логические задачи:

- "Когда это бывает?"

- "Что здесь случилось?"

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: поместить тонированную бумагу для изображения весенних иллюстраций.

Книжный уголок: Расположить литературу с весенней тематикой.

Уголок экспериментальной деятельности: Выложить материал для проведения опытов с растениями; предложить принести травы для заваривания.

- Прослушивание грамзаписи с шумом воды.

Уголок природы

- Продолжить оформление альбома «Времена года» (апрель, май). Игры на классификацию

«Был. Есть. Будет» Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

«Рыбы – птицы – звери»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

"Что в круге"

Цель: Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Я еду в деревню»

Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.

«Цепочка»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

«Скажи всё об объекте»

Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

Беседы:

- Что нужно человеку?

- Для чего человеку глаза.

- «Завари лечебный чай»

- «Правила друзей леса»

- «У меня появился щенок»

- «Что я чувствую, когда идет дождь»

(холодно, жарко, темно и т.д.)

  • «Чем похожи – отличаются туман, роса

облака» Труд в природе:

- Уборка участка от сухих веток.

- Помощь воробьям в постройке гнёзд (положить на кормушку лоскутки

теплового материала, шерстяные нитки, вату).

- Уборка участка просохшей земли.

Чтение художественной литературы:

- Ю.Дмитриев "Утята и Цыплята"

- С.Чарушин "Барсук"

- Т.А. Шорыгина "Ромашка"

- Т.А. Шорыгина "Лиса весной"

- И.М. Пришвин "Светлая капель"

- В. Бианки "Игры и пляски"

- В. Бианки "Лесной хор"

- С. Воронин "Моя береза" (весной) Наблюдения в природе:

  • увеличение светового дня
  • солнце (греет сильнее, путь его изменился)
  • таяние снега, образование сосулек, капель
  • небо голубое
  • образование луж и ручьев на участке
  • наблюдение за распусканием почек на ветках, стоящих в вазе
  • гнездование птиц
  • наблюдение за детенышами домашних животных

- наблюдение за кучевыми облаками (зависимость их количества от таяния

снега).

Май

Задачи:

  1. Обобщить представления о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются.
  2. Уточнить представления о жизни растений весной (быстрый рост, появление новых побегов и т.д.)
  3. Обобщить знания детей о необходимости воды, тепла, питания, света для нормального развития растений.
  4. Уточнить и расширить представление детей о воде, воздухе, их распространении в природе; раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, мерах по охране её чистоты и экономному использованию.
  5. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Опытническая работа:

Свет:

- Солнечные зайчики.

Человек:

- Большой — маленький (зрение).

Вода

- Просачивание воды в почву. Цель: подвести детей к выводу, что вода имеет свойство просачиваться в почву. Время просачивания зависит от свойств почвы.

- Очистка воды. Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить.

Воздух

- Снижение парашюта. Цель: познакомить с таким свойством воздуха, как сопротивляемость; показать детям использование воздуха в жизни человека.

- От чего зависит скорость падения листа. Цель: показать детям, что скорость падения листа зависит от площади поверхности листа.

Работа с родителями:

Посадка деревьев на участке; субботник.

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить тонированную бумагу, материал для нетрадиционной изодеятельности, книжки — раскраски.

Книжный уголок: Разложить книги с весенней тематикой.

Игры на классификацию

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов классификационных групп.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому — либо признаку.

«Хвастуны»

Цель: учить детей самостоятельно сравнивать два и более объектов. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

Беседы:

- "Как животные ухаживают за своими детёнышами?"

- "Что происходит с растением весной?".

- "Чем трава отличается от дерева?".

- "Размножение растений".

- «Почему нужно экономить воду при использовании?»

Труд в природе:

- Планирование детьми своей деятельности в зависимости от природы.

- Уход за животными в уголке природы.

- Уборка участка.

- Посадка комнатных растений "детками".

- Пересадка, перевалка комнатных растений.

- Направление движения ручья в сторону растущих деревьев.

Чтение художественной литературы

- Е. Чарушин "Ёж"

- Ю.Дмитриев "Жеребята и щенята"

- В. Левин "Первая прогулка", "Грачи".

- Л.Стекольников "О чем поют жаворонки?"

- Ю.Дмитриев "Лягушонок и головастик"

- Ю.Дмитриев "Старик годовик"

- Т.А. Шорыгина "Мать-и-мачеха"

- Т.А. Шорыгина "Одуванчик"

- Т.А. Шорыгина "Незабудка"

- Т.А. Шорыгина "Белка"

- Т.А. Шорыгина "Ёж"

- Н. Павлова "Весной"

- Викторина на тему "Цветы".

- «Дом»

Речевые логические задачи:

- "Что случилось на прогулке".

- "Удивительные капельки". Наблюдения в природе:

  • увеличение светового дня
  • отражение в зеркале солнечных лучей
  • наблюдение за небом, образование облаков

- наблюдение за разливанием после дождя лужи, течением воды из крана.

- изменение в природе после грозы (светит солнце, лужи, капли дождя на

деревьях и траве);

  • нахождение теневых и солнечных мест на участке
  • изменение на участке в связи с потеплением и удлинением дня
  • сравнение цветов мать-и-мачехи и одуванчика
  • цветущие деревья
  • наблюдение за насекомыми
  • наблюдение за трудом садовника

- наблюдение за птицами, прилетающими на участок их различение.

Просмотров: 311
Категория: По направлениям » Для детского сада » Перспективные планы для Детского сада




Другие новости по теме:

  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Мясникова Зинаида Юрьевна. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: наблюдение за изменениями в природе на участке «Здравствуй весна!»
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Соколова Елена Григорьевна. Наблюдение в природе по временам года в подготовительной группе
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Конспект НОД по математическому развитию детей подготовительной к школе группе - Ориентировка по план – карте, классификация объектов по заданным свойствам
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Марченко Наталья Валерьевна. Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе с использованием метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. Тема «Преображение»
  • Роза Аитова. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Предметно — пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Громоздова Наталья Александровна. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
  • Хатыпова Лилия Рафаилевна. Конспект проведения прогулки для детей первой младшей группы. «Наблюдение за состоянием погоды».
  • Кремлёва Валентина Александровна. Ознакомление с окружающим миром Занятие на тему: «Что такое воздух?»
  • Ан Таисия Евгеньевна. СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧТО МЫШКА ДЕЛАЕТ ОСЕНЬЮ?»
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь