Бикмурзина Татьяна Танатаровна. Опыт работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста

Опыт работы с детьми-инвалидами дошкольного возрастаБикмурзина Татьяна Танатаровна
Педагог-психолог, высшая  категория МБДОУ «Детский сад №4», п.Адамовка Оренбургская область, Адамовский район

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья лишены возможности посещать ДОУ. Но четыре года назад мне предложили работать с детьми – инвалидами индивидуально. Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого – педагогического и социального сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. И чем раньше начата эта реабилитация, тем эффективнее и лучше ее результаты.


Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляю после комплексной диагностики, которая направлена на изучение личности ребенка, определения уровня развития сенсорно – перцептивных и интеллектуальных процессов, а также анализа мотивационно – потребностной сферы.
В результате изучения психических функций было выявлено: задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. 
Исходя из этого мною была разработана индивидуальная программа, направленная на развитие познавательной активности, речевое развитие, социальную адаптацию.
Вся программа делится на блоки.
Блок 1. Направлен на развитие зрительно – моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитии целостного восприятия, тактильно- кинестетической чувствительности. На развитие восприятия цвета предлагаю такие игры: «Бусы», «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Наведи порядок», «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Незаконченные рисунки», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник?». На развитие тактильных ощущений: «Угадай наощупь», «Что лежит в мешочке?», «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?».
Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти. В этом мне помогли такие игры на развитие внимания: «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Магазин», «Вспомни пару», «Запомни и найди». На развитие временных представлений проводятся игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?», «Кто старше?», «Найди пару», «Капризный фотограф».
Блок 3. Развитие наглядно – образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.  Детям очень нравятся такие игры как «Залатай коврик», «Собери бусы в гирлянды», «Угадай животное», «Закономерность».
Занятия провожу два раза в неделю. В начале каждого занятия использую пальчиковые игры и упражнения, которые способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка.
Релаксационные игры и упражнения проводятся в конце каждого занятия, они снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи, снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Работать с детьми – инвалидами очень трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка, мы с родителями радуемся им, как большим невероятным достижениям. Консультируя родителей, поддерживая их в их нелегкой ноше, мы заставляем понять, что предрассудки в отношении физического уродства – результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку. И поэтому собственная свобода ребенка удовлетворят потребность в социальных контактах, появляясь в общественном месте – это главнее и важнее, чем избегать окружающих.

 

Просмотров: 287
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Поморцева Ольга Александровна. Игры с водой и их влияние на психоэмоциольнальное развитие ребенка.
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Любовь Вячеславовна Зотова. Развитие временных представлений у дошкольников 4-5 лет.Формирование знаний о последовательности частей суток.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Ванина Светлана Владимировна. Развитие пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь