Рахимкулова Альбина Финатовна.. Логосказка, как форма проведения логопедических упражнений

Логосказка,  как форма проведения логопедических упражненийСоставила: Рахимкулова Альбина Финатовна,
учитель – логопед высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное
учреждение
«Детский сад комбинированного  вида №11»
городского округа город Салават Республики Башкортостан

Описание работы: Показана роль логосказки в работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения в речи, дается рекомендации когда и как проводить логосказку.     Логосказки  могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Когда работаешь с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.


Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает мой практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны. Так проявляется динамика в звукопроизношении.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми, имеющими  речевые нарушения.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи).
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки - спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Логосказки  могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Детям дошкольного возраста с нарушениями речи и другими особенностями предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта.
А также учитываются:
- заинтересованность;
- положительно - эмоциональный настрой;
- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.
С учетом ФГТ логосказка может планироваться в разных образовательных областях:
- познание;
- коммуникация;
- художественная литература;
- социализация (игровая);
- здоровье;
- художественное творчество;
- музыка.
А также в следующих видах деятельности:
- творческой деятельности (театральной, музыкальной);
- коммуникативной деятельности (ребенок общается и с героями сказки, и
с другими детьми);
- познавательной деятельности (в игровой форме познает что - то новое).
Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию
положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.

 

Указания к проведению артикуляционной гимнастики:
1.    Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отобранных  с учителем – логопедом упражнений.
2.    Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут несколько раз в день:
- в детском саду с учителем – логопедом во время фронтальных и индивидуальных занятий;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
3.    Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
4.    Выполняется артикуляционная гимнастика -  стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
5.    Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т. д.
6.    Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
7.    Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
8.    Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком.
9.    Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Сказка про девочку, которая как – то раз пошла в лес за грибами (экологическая сказка)
Жила – была девочка. фото 01
Как – то раз пошла она в лес, за грибами.
(Упражнение «Грибок»
•    улыбнуться
•    пощелкать  языком, будто едешь на лошадке
•    присосать широкий язык к нёбу) фото 02
Набрала она полную корзину грибов и собралась возвращаться домой. Вдруг пошёл дождь.
(Упражнение «Накажи непослушный язычок»
•    улыбнуться
•    пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
•    покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) фото 03,03а
Девочка спряталась под дерево. А на дереве сидел дятел.
(Упражнение «Дятел»
•    улыбнуться
•    открыть рот
•    кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...") фото 04
Дождь прошёл. Она понаблюдала за дятлом и пошла по тропинке дальше. Увидела речку.
(Упражнение «Трубочка»
•    улыбнуться
•    приоткрыть рот
•    положить широкий язык на нижнюю губу) фото 05
На берегу речки сидела большая лягушка
(Упражнение «Лягушка»
•    улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы)  фото 06
Девочка никогда не видела настоящих лягушек. Она хотела посмотреть на неё поближе, но лягушка прыгнула в воду. Девочка посмотрела в воду, но лягушки там не увидела. В воде она увидела рыбок, которые помахали ей своими хвостиками.
(Упражнение «Часики»
•    улыбнуться, открыть рот
•    кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой)  фото 07, 08
Девочка помахала рукой рыбкам и пошла домой.  фото 09, 09а

Используемая литература:

1.     Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников" Издательство: АСТ
2.    Краузе Е."Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона-Принт
3.    Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"
Издательство: Карапуз Год издания: 2007
4.     Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."
Издательство: Каро Год издания: 2006

На фотографиях учитель логопед Рахимкулова Альбина Финатовна с воспитанницей Анжеликой Валь.
фото Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ №11 г. Салавата.

Просмотров: 458
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Ошес Кристина Сергеевна. Мастер — класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей»
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Колчанова Анастасия Сергеевна. КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, подсказки, как организовать занятия дома»
  • Антошина Юлия Ивановна. Применение наглядно-игровых пособий из фетра в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Охотникова Марина Вячеславовна. Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками имеющими нарушения речи
  • Оксана Викторовна Бузулан. Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Проект «Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Канева Елена Васильевна. Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
  • Зрячих Ирина Александровна. Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения»
  • Костюкова Елена. Авторская сказка 'Как-то раз под Новый год'
  • Тягунова Екатерина Владимировна. Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста.
  • Христенкова Елена Вячеславовна. НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Федяшкина Марина Михайловна. Статья на тему: Артикуляционная гимнастика в детском саду.
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Пугина Надежда Викторовна. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
  • Колиниченко Анна Валериевна. Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
  • Абрамовских Елена Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме «КВН» для детей подготовительных групп с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Козырева Лариса Муратбековна. Фото отчет коллективной работы в старшей группе на тему «Моя Россия»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь