Ошес Кристина Сергеевна. Мастер — класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей»

Мастер — класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА № 19

Подготовила воспитатель: Ошес К.С. 2021 г.

Цель: ознакомление педагогов с особенностями артикуляционной гимнастики.

Задачи:

  • дать определение артикуляционной гимнастики
  • определить место артикуляционных упражнений в системе работы по развитию речи
  • познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики
  • показать на наглядном примере способы внедрения артикуляционных упражнений в педагогический процесс ДОУ.

Оборудование: карточки – схемы для артикуляционной гимнастики, кубики для артикуляционной гимнастики, логопедическая игрушка для артикуляционной гимнастики».

 

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть.

Добрый день, коллеги!

Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мне бы хотелось затронуть одну из самых актуальных тем – проблему речевого развития детей дошкольного возраста. Ведь своевременное овладению чистой и правильной речью – залог успешной социализации ребенка.

Как известно, дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Формирование звукопроизношения должно завершиться к 5-6 годам. Однако, как показывает практика, многие первоклассники имеют те или иные логопедические проблемы. Это существенно затрудняет их общение с другими людьми, приводит к появлению специфических ошибок при освоении письма. Создание условий для становления и совершенствования детской речи – вот одна из основных задач педагогов дошкольных учреждений. Незаменимым помощником в этом становится артикуляционная гимнастика.

Простые обыватели, которыми и являются зачастую родители наших воспитанников, задаются вопросом – зачем нужна гимнастика языка? Совершенно привычное дело – гимнастика по утрам, но язык… Но оказывается, все просто. Дело в том, что наш язык – это главная мышца органов речи. И как любая мышца она требует тренировки.

Итак, давая определение артикуляционной гимнастике, позиционируем ее как совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

Чтобы артикуляционная гимнастика была максимально эффективна, следует придерживаться определенных правил при ее проведении.

1. Ее продолжительность должна составлять не менее 3-5 минут. А периодичность – 2-3 раза в день.

Оптимально – привлечь родителей для закрепления приобретенных навыков.

2. Выполняя артикуляционную гимнастику, важно занять правильное исходное положение — стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Как и в любом виде физических упражнений здесь главное – качество. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале все артикуляционные упражнения выполняются медленно. В этом деле нет места спешке. Постепенно темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Каждое упражнение следует выполнять 5-15 раз.

Все артикуляционные упражнения можно разделить на несколько подвидов:

  • упражнения для челюсти, целью которых является развитие ее подвижности;
  • упражнения для губ с целью укрепления губных мыщц, развития их подвижности и возможности удерживания в заданном положении;
  • для щек с целью укрепления их мускулатуры, развития координации движений и умения переключаться;
  • для мягкого нёба, чтобы научить детей контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора;
  • упражнения для языка с целью укрепления его мышцы, развития его подвижности, укрепления его кончика и т.д.

Практическая часть.

Предлагаю перейти к практической части, чтобы увидеть некоторые приемы развития артикуляции детей на наглядном примере.

Существуют различные способы развития правильного звукопроизношения у детей.

1. Традиционный вариант — это личный пример педагога. При этом педагог выполняет гимнастику вместе с детьми, четко показывая упражнение.

Пример (улыбочка – трубочка, повторить несколько раз)

2. Следующий прием – использование карточек – схем. Старшие дошкольники прекрасно выполняют знакомые упражнения, опираясь на схему.

Пример (предложить коллегам выбрать карточку и показать упражнение, например, вкусное мороженое, качели, заборчик).

3. Одним из эффективных и современных приемов являются логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. У такой игрушки обязательно есть имя, и она является частым гостем на занятиях. Дети с большим удовольствием слушаются любимого персонажа и без труда выполняют упражнения вместе с ним.

Пример (если есть).

4. В качестве нетрадиционного подхода к развитию правильного звукопроизношения рассмотрим кубики для артикуляционной гимнастики.

Применив фантазию, можно найти применение таким кубикам на любом занятии по развитию речи.

Давайте попробуем! Возьмите по кубику, подкиньте его вверх и сделайте то упражнение, которое оказалось сверху.

А какие упражнения можете предложить вы?

(обратная связь с коллегами)

Продолжим!

5. Детям всех возрастов безумно нравится сказочная интерпретация артикуляционной гимнастики. Именно поэтому я хочу представить ее и вам, уважаемые коллеги.

Артикуляционная сказка.

Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки).

Утром Пузырь всегда улыбался (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).

А Соломинка на него дулась (губы тянутся вперёд трубочкой), потому что тот не хотел умываться.

Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки (широкий язык за верхними зубами).

Потом они чистили нижние зубки (повторение движений языком за нижними зубами).

В конце они полоскали рот (поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты).

Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так (надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы).

И жарила блины, вот такие (широкий язык лежит на нижней губе).

Лапоть с удовольствием ел блины (пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя-пя-пя»).

Слизывая варенье с губы вот так (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Завтрак был таким вкусным, что Лапоть облизывался (кончик языка облизывает губы по кругу).

После завтрака друзья шли на улицу качаться на качелях (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).

И кататься на лошадке (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки).

На этом мое повествование закончено. А вы используете в своей практике артикуляционную гимнастику?

(обратная связь с коллегами)

Спасибо!

Подводя итоги нашей встречи, хочется отметить, что использование подобных простых в исполнении игр и упражнений помогут добиться отличных результатов, а ваши воспитанники научаться говорить четко, чисто и правильно.

На этом наша встреча подошла к концу. Надеюсь, она была полезной для вас! Возьмите на память эти кубики, уверена, что они пригодятся вам в работе.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

  1. Т.В. Буденная Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. -Спб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2015.
  2. Е.М. Косинова Артикуляционная гимнастика. — М.: Эксмо, 2017.
  3. Е.М. Косинова Гимнастика для развития речи. – М.: Эксмо, 2014.
  4. О. А. Новиковская 500 игр и упражнений для развития речи. -М.: АСТ, 2009.
Просмотров: 504
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Пугина Надежда Викторовна. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Канева Елена Васильевна. Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Титслова Анна Викторовна. Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
  • Морозова Виктория Михайловна. Презентация «Комплексы артикуляционной гимнастики»
  • Титслова Анна Викторовна.. Конспект индивидуального занятия по развитию лексико-грамматических категорий с использованием артикуляционной гимнастики «Зоопарк»
  • Лукьянова Екатерина Сергеевна. Комплекс артикуляционной гимнастики с межполушарным взаимодействием «Сказка о Язычке «В гости к бабушке Пчеле»
  • Тимербулатова Р. А.. Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.
  • Деш Оксана Владимировна. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
  • Титова Анна Сергеевна. Упражнения для гимнастики после дневного сна
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Колиниченко Анна Валериевна. Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Коготкова Л.М.. Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Матушкина Ирина Александровна. Использование музыки в качестве сопровождения упражнений утренней гимнастики в ДОУ
  • Прасолова Татьяна Владимировна. Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика»
  • Колчанова Анастасия Сергеевна. КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, подсказки, как организовать занятия дома»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Оксана Викторовна Бузулан. Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Тягунова Екатерина Владимировна. Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь