Колегова Наталья Андреевна. Презентация опыта «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»

Презентация опыта «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»

учитель – логопед МБДОУ № 121 Колегова Наталья Андреевна

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того насколько он подготовлен. Хорошо развитая речь детей является хорошим показателем готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он проникает во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты.

В настоящее время число детей имеющих речевые нарушения увеличилось, не сформированность психических процессов, с отклонениями в здоровье подводит нас к построению коррекционной работы в комплексе коррекции речевого и психического здоровья.

Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Красивая, грамотная и правильная речь – один из показателей готовности к обучению, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, а дети, у которых есть речевые нарушения — ОНР, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте. Основным направлением в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, определению порядка следования звуков в слове.

 

Скачать мастер -класс

Принцип открытости коррекционной работы помогает и мотивирует родителей быть активными участниками в формировании речевых навыков у детей.

В начале учебного года я знакомлю родителей — как участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, определяю и составляю индивидуальную программу развития ребенка, знакомлю с целями, задачами, методами реализации и ожидаемым результатом в конце учебного года.

В этом году я провела мастер – класс с родителями на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР».

Мастер класс направлен на коррекцию звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов; обогащение словаря; формирование логического мышления; формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.

Первый этап

Знакомим детей с понятием «слово», «звук», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова на заданный звук, называть позицию звука в слове. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность. В начале нашей работы мы узнаем гласные звуки, потом согласные. Дети узнают, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевая действием звукового анализа. Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того на что похожа та или иная буква. Если в устной речи ребенок опускает или переставляет звуки или слоги, искажает окончания, предлагаю: Написать слово линиями – графическая схема слогового состава слова. Назвать первый слог, второй. Произнести слово полностью, навык чтения и письма слогобуквенного анализа постепенно совершенствуется и становится опорой для произношения слов, написание этих слов может расходиться с произношением. В таких случаях мы произносим слово по слогам, потом выкладываем схему кружочками из системного администратора (цветные кружки соответствующие буквам – гласные красный цвет, синий и зеленый согласные твердые и мягкие).

Обязательно предусматриваем задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфике детского возраста, материал хорошо усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, игры. В формировании предпосылок обучения грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, руководствуясь основному правилу – от простого к сложному.

На начальной этапе это ответы на вопросы с опорой на картинки, затем усложняем, просим составить предложение по набору слов или по опорным словам.

Второй этап

Печатание букв в тетрадях, затем слогов. Тут задействованы сразу несколько анализаторов – ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ, РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ. При этом мы развиваем кисть руки, тем самым формируем двигательный навык при печатании букв.

Третий этап

На этом этапе мы воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь мы закрепляем отработанный ранее звук. Здесь дети постепенно знакомятся с согласными буквами, овладевают слоговым, потом плавным чтением.

Чтение имеет большое значение для автоматизации поставленных звуков. Читая, ребенок «видит» звук, который нужно произнести правильно, автоматизация проходит гораздо быстрее и продуктивнее.

Совместное моделирование с родителями.

- Как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Насколько это важно?

Родители делятся мнениями, идет совместное обсуждение.

Уважаемые родители! Я хочу сегодня предложить Вам поиграть со мной и оказаться на месте своих детей. Во время нашей совместной работы я Вам продемонстрирую несколько приемов, игр используемых в коррекционной работе в формировании предпосылок обучения грамоте.

ИГРА «Половинки»

Для игры берем мяч, игрок говорит слог и бросает мяч другому игроку, он должен закончить слово. н/р ру -.. ка, но…, го …, мы …, ли.., му.., ры.., ша …

ИГРА «Рассыпанное слово»

Ваша задача расставить мячики от большого к маленькому.

На каждом мячике есть звук, расставив правильно, получится слово.

Слово «РЕПКА». Как вы думаете, сколько слогов, частей в слове «РЕПКА». Правильно два. А как узнали? Можно отхлопать слово. А еще – сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Сколько? Назовите их. Другие звуки, буквы в нашем слове согласные. Согласные бывают твердыми и мягкими т.е. большими или маленькими. (Демонстрация картинок на звуки).

Вам нужно выложить слово РЕПКА кружочками обозначающими звук. (работа с системным администратором).

- Как Вы различаете, что это звуки гласные, это согласные?

ИГРА «Мир звуков»

Нужно встать в круг, ведущий называет звуки, при этом гласные машут руками, согласные приседают.

ИГРА «Расставьте гномов по порядку» «Собери пирамидку»

Тем самым у нас сложилось еще слово – СКАЗКА, КНИГА.

Теперь пора вспомнить наши знаки (слово – действие, предлог В)

А теперь из этих слов мы составим предложение. Что такое предложение? (Предложение – это слова связанные между собой по смыслу).

Вначале проговорим, и выложим из палочек, чтоб посчитать, сколько слов в нашем предложении.

В книге живет сказка «Репка» — 5 слов. Можно спросить ребенка какое слово последнее или третье. Для того чтоб понять насколько ребенок усвоил понятие слово, предложение.

Рефлексия.

Большое спасибо, мне понравилось, как вы работали. Скажите, что Вам понравилось, запомнилось? Чем мы сегодня занимались?

А теперь ВЫ снова взрослые, хотелось бы услышать Ваше мнение, с чем согласны, с чем не согласны? Мне было приятно видеть живой интерес в ваших глазах. Спасибо.

Использованная литература:

Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно». Издательство «Питер» 2010г

Безрукова О.А. «Слова родного языка» Москва 2005г.

Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2007г.

Просмотров: 486
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Бурова Оксана Николаевна. Мастер – класс для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Досуг с детьми и родителями во 2 мл. группе ко Дню Матери «Слово «МАМА» — золотое, в слове том душа и свет»
  • Лариса Ивановна Сафонова. Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ»
  • Оксана Николаевна Бурова. Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Ольга Львовна Вьюнова. 'Как слово наше отзовется?'
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Анна Гурина. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Звуки С и СЬ'
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Курбесова Наталья Александровна. Конкурс чтецов 'Живое слово' для старших дошкольников.
  • Тюняева Наталья Евгеньевна. Методическая разработка: Совместное с родителями мероприятие, посвященное «Дню матери». Тема: «Мама – самое доброе слово на свете!»
  • Бабкина Елена Николаевна. Интегрированное занятие в подготовительной группе «О, как прекрасно слово: «Мама!»
  • Гришина Елена Александровна.. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква П
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»
  • Лалетина Юлия Николаевна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С' и буква С.
  • Чекашова Лариса Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л']. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
  • Щеболкина Надежда Михайловна. «Ой, люшеньки-люшки…» (художественное слово для детей раннего (преддошкольного) возраста)
  • Песоцкая Наталья Юрьевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической
  • Ладзина Марина Александровна. Буклет для родителей «Первое слово малыша»
  • Цветкова Валентина Васильевна. Подготовка к обучению грамоте. «Буква «Д». Звуки «Д» и «Дь»
  • Ирина Тетерева. Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь