Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»

Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 41 «Березка» г. Балаково Саратовской области

Учитель-логопед: Кривасова Надежда Николаевна 2018 г.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

 

Скачать конспект

Логопедические сказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры.

В логосказке можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать логосказки самим или частично изменять и дополнять сюжет совместно с детьми. Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Вовлечение детей в процесс создания сказок, может способствовать заинтересованности в происходящем.

Для постановки сказок подходят различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы бибабо, платковые, ростовые куклы и др).

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Одним из видом логосказок являются сказки при подготовке к обучению грамоте (о звуках и буквах).

Логосказки при подготовке к обучению грамоте:

  • знакомят детей с гласными и согласными звуками
  • формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»
  • развивают слуховое внимание
  • развивают фонематический слух
  • знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв
  • формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

Главные герои логосказок, с которыми я хочу вас познакомить, – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей: гласные звуки – девочки в красном наряде, согласные звуки – мальчики в синем или зеленом наряде. В своей работе я использую дидактическое пособие «Подружим звуки, подружим буквы», которое помогает рассказывать логосказки при подготовке к обучению грамоте. Это пособие предназначено как для совместной деятельности ребенка со взрослым (логопед, воспитатель, родитель), так и для самостоятельной игры. Это пособие используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. При обучении чтению прямых слогов (когда необходимо слить согласный звук с гласным), я обращаю внимание детей на то, как крепко дружат мальчик и девочка (у них соединена одна пара рук).

Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Логосказка «Гласные и согласные звуки»

В некотором звуковом царстве-государстве жили-были девочка и мальчик. Они были очень дружны, всюду ходили, взявшись за руки. Девочка любила петь голосистые песенки-звуки, не было преграды во рту для воздуха, когда она их пела, а голос в ее горлышке просыпался. Таких песенок-звуков было шесть: а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и, ы-ы-ы, э-э-э. (Показать символы звуков а, о, у, и, ы, э. По очереди положить их на ладонь девочки.) За это звуки стали называть гласными, и девочка выбрала для себя красный (красивый) цвет.

А мальчик пел другие песенки, не такие голосиситые. Его песенки-звуки рычали, пыхтели, сопели, звенели, шипели, жужжали, хныкали, фыркали. (На ладонь мальчика положить звукоподражательные картинки на звуки Р, Х, Д, Ж и т.д.) Когда мальчик их произносил, во рту обязательно встречалась для воздуха какая-нибудь преграда. Ее создавали язык, губы, зубы, потолок (нёбо). Песенки-звуки мальчика звучали твердо или мягко, глухо или звонко.

Девочка предложила мальчику петь песенки вместе. «Ты согласен?» — спросила она у него. «Конечно, согласен!» — ответил он. И с тех пор песенки-звуки мальчика стали называть согласными звуками, а мальчик выбрал для себя синий и зеленый цвет, а еще он иногда пользуется колокольчиком. А вот для каких согласных звуков мальчик использует какой цвет и когда он пользуется колокольчиком?

Твердые-мягкие согласные звуки

Песенки мальчика (согласные звуки) бывают мягкие, как вата или твердые, как камень. Только как же их пощупаешь, если они невидимые и бестелесные? Да понарошку! Представьте себе, что звук летит маленьким комочком, а вы его ловите и ощупываете. Вот звук [м]. Какой он на ощупь? Давайте его «потрогаем». (Педагог имитирует движения, будто он поймал нечто и пробует сжать это нечто в кулаке.) С непривычки трудно понять. А возьмем-ка мы для сравнения звук [м"] (мь). Тут уж мы не ошибемся: чувствуете, какой он мягкий? Ну, а звук [м] твердый. Для твердых согласных звуков мальчик использует синий цвет, а для мягких согласных звуков – зеленый цвет.

Звонкие-глухие согласные звуки

Все песенки мальчика (согласные звуки) умеют шуметь, но по-своему. Одни делают это потихоньку, а другие в полный голос. Те, что шумят в полный голос, называются звонкими согласными звуками (мальчик берет колокольчик). Про них еще говорят, что они состоят из шума и голоса. А те, что шумят потихоньку, называются глухими согласными звуками (мальчик обходится без колокольчика). В них есть только шум, а голоса нет.

(По очереди накладывать символы на ладонь мальчика: синий кружок без колокольчика – согласный твердый глухой звук, синий кружок с колокольчиком – согласный твердый звонкий звук, зеленый кружок без колокольчика – согласный мягкий глухой звук, зеленый кружок с колокольчиком – согласный мягкий звонкий звук.)

И теперь девочка и мальчик стали дружно распевать веселые песенки: «Са-са, хо-хо, ру-ру, ам-ам, ол-ол». (Взрослый и дети кладут звукоподражательные картинки, затем символы гласных и согласных звуков на лист, за который держатся руками девочка и мальчик, и озвучивают их, читают слоги.) Если первый звучит мягкий согласный звук, то нужно мальчику приложить лицо-круг зеленого цвета. Девочка и мальчик меняются местами, когда мы работаем с обратным слогом.

Логосказка «Гласные и согласные буквы»

Однажды задумались девочка и мальчик: «Как же так, у нас есть дом, у птиц, зверей тоже: у кого дупло, у кого гнездо, у кого берлога, а у наших песенок-звуков нет». Думали-думали и придумали: «Смастерим-ка мы звукам домики!» И начали они строить дома из карандашей и веревочек, из косточек, семечек, пуговиц. (Логопед и дети, а затем дети самостоятельно выкладывают из подручного материала буквы. По ходу рассказывания гласные буквы кладутся на ладонь девочки, согласные – на ладонь мальчика.)

Буквы А да И друзья сделали из трех карандашей: букву А – как шалашик с перекладиной. Букву И – к двум столбикам положили карандашик наискосок. Для букв У и Ы взяли по два карандаша. Для буквы У смастерили домик, похожий на дерево с сучком. А букве Ы к одной палочке приложили веревочку в виде уха, вторую палочку поставили рядышком для надежности. Букву О выложили из абрикосовых косточек. Букву Э смастерили из кусочка шнурка в виде уха, потом приделали к нему палочку – домик готов. И т.д.

Мальчик с девочкой были очень дружными, поэтому пусть и буквы подружатся: давайте пропоем звуки, которые живут в этих домиках-буквах, без остановки, соединим, как крепко соединены руки девочки и мальчика. Если встречаются согласные буквы, а за ними буква И (или двухзвучные (йотированные) гласные буквы), при звуковом анализе мальчику прикладываем круг-лицо зеленого цвета (как обозначение мягкого согласного звука). Ведь двухзвучные гласные буквы (ЕЁЮЯ) и буква И – «волшебницы» и превращают предыдущий согласный в мягкий.

Логосказка «Живые звуки. Живые буквы»

К мальчику и девочке приходили в гости их друзья. Они дружно рассаживались на лавочки и весело распевали свои песенки. Получались разные слова. Девочки – гласные звуки были такие голосистые, что на каждой лавочке среди мальчиков – согласных звуков сидело только по одной девочке. Например, чтобы пропеть дружно слово МАКИ, звуки мальчики и девочки рассаживались так: [МА – КИ], в этом слове два слога, т.к. два гласных звука, значит, понадобятся две лавочки (первая лавочка с белой вертикальной чертой). Первый слог МА, в нем два звука: первый звук М, он согласный твердый звонкий, усаживаем синего мальчика с колокольчиком, второй звук А, он гласный, усаживаем девочку. Второй слог КИ, в нем два звука: первый звук КЬ, он согласный мягкий глухой, на вторую лавочку усаживаем зеленого мальчика без колокольчика, второй звук И, он гласный, усаживаем девочку. Прочитаем: [МА-КИ]. Давайте смастерим каждому звуку домик, обозначим их буквами. Прочитаем: МА-КИ.

Сказки-игры с гласными и согласными звуками и буквами

Сказка-игра «Покажи нужный символ»

Задача: закреплять умение дифференцировать гласные (воздуху нет преграды) и согласные звуки (воздушной струе есть преграда: зубы, губы, язык, альвеолы); гласные звуки по артикуляции (символам).

Девочка и мальчик очень любят вместе играть в разные интересные игры. Они предлагают присоединиться к их игре. Сейчас девочка или мальчик будут произносить разные звуки. Вы должны догадаться, кто из них произнес звук (гласный звук – девочка, согласный звук – мальчик), найти соответствующий символ, положить его на ладонь девочке или мальчику и объяснить свой выбор.

Сказка-игра «Узнай гласный звук по артикуляции»

Задача: упражнять в узнавании артикуляционных укладов гласных звуков на основе символов.

Девочка очень любит мороженное. Вот однажды она его съела так много, что у нее пропал голос. Девочка хотела громко произносить свои гласные звуки-песенки, но только беззвучно открывала рот. Я буду показывать, как девочка беззвучно произносила свои песенки, а вы должны догадаться, какой звук она хотела произнести. Нужно произнести звук громко вслух и положить соответствующий символ на ладонь девочке.

Сказка-игра «Отгадай загадки».

Задачи: закрепить знания артикуляции гласных звуков.

Девочка стала загадывать мальчику загадки. Мальчику нужно отгадать загадку и подобрать соответствующий символ гласного звука. Давайте ему поможем. Нужно назвать гласный звук, а соответствующий ему символ положить на ладонь девочке.

Шире всех открывает рот – гласный звук …

Губы трубочкой вытягивает – гласный звук …

На вытянутый кружок похожи губы у гласного звука …

Самая широкая улыбка у гласного звука …

Приоткрывает рот и приподнимает язык – гласный звук …

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад – гласный звук …

Сказка-игра «Раздели подарки»

Задачи: закреплять умения подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук, давать характеристику звукам.

Девочка и мальчик предлагают поиграть в одну интересную игру. Давай заглянем в конверт. Здесь картинки. Разложим их на столе. Девочка предлагает положить ей на ладошку картинки, где в названиях изображенных предметов первый (последний) звук гласный (улитка), мальчику – картинки, где в названиях изображенных предметов первый (последний) звук согласный (кот).

Сказка-игра «Покажи подходящую букву»

Задачи: упражнять в узнавании графического образа буквы, развивать фонематический слух.

Девочка и мальчик предлагают вам внимательно слушать произносимые звуки и называть соответствующие им буквы. На ладонь девочке нужно класть гласные буквы, на ладонь мальчика – согласные буквы. Объясните свой выбор.

Сказка-игра «Подари буквы девочке и мальчику»

Задачи: закрепить знание графического образа букв, развивать мелкую моторику пальцев рук, память, мышление.

Ребенку предлагается подарить гласные буквы – девочке, согласные буквы – мальчику. Ребенок по цвету отбирает пазлы, собирает из них большую и маленькую буквы, объясняет, гласная буква или согласная, какие звуки она обозначает на письме, дарит ее девочке или мальчику.

Сказка-игра «Придумай слово на заданный звук, букву»

Задачи: учить дифференцировать гласные, согласные звуки в словах, развивать фонематическое восприятие.

Девочка и мальчик предлагают ребенку выбрать любой символ звука, звукоподражательную картинку, букву, положить им на ладонь и придумать слово с этим звуком (буквой); с заданным положением звука (буквы) в слове (начало, середина, конец).

Используемая литература:

  • Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
  • Аромштам М. С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. — 184 с. — (Детский сад).
Просмотров: 566
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Фиалова Татьяна Васильевна. Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе логопедической группы 'Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Ы'
  • Мадина Тимуровна Атабаева. Конспект открытого урока по подготовке к обучению грамоте и письму. Тема 'Звук и Буквы В, в.'
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук [К], [К']и буквы К, к»
  • Галина Александровна Спирина. Урок по грамоте в 1 «А» классе. Тема: «Звуки [ с], [ с`], письмо буквы С, с».
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект фронтального занятия по грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: «Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ»
  • Шибанова Алена Викторовна. Мастер – класс для педагогов «Звуки и буквы».
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Светлана Шишкина. Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте 'Звук С и буква С'
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Федосеева Каринэ Минасовна. Конспект подгруппового занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква [С]»
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква И»
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква «Х»
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Ворошилова Ирина Анатольевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)
  • Дашимолонова Саяна Викторовна. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква С»
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук И, буква И» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Цветкова Валентина Васильевна. Подготовка к обучению грамоте. «Буква «Д». Звуки «Д» и «Дь»
  • Короткова Людмила Валентиновна Дидур Светлана Александровна. Открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».
  • Архипова Инна Петровна. Занятия по обучению грамоте Тема: Буква М. Звуки М — МЬ.
  • Зотеева Елена Юрьевна. Звук и буква «З» обучение грамоте.
  • Ирина Тетерева. Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь