Буева Вероника Анатольевна. Алалия и иные дефекты, сопровождающиеся отсутствием речи.

Алалия и иные дефекты, сопровождающиеся отсутствием речи.

План.

  1. Алалия и задержка речевого развития.
  2. Алалия и иные дефекты, сопровождающиеся отсутствием речи.
  3. Обследование неговорящих детей.
  4. 1. Выявление сенсорных нарушений.
  5. 2. Выявление моторных нарушений.
  6. 3. Постановка диагноза.
  7. Развитие слухового восприятия при сенсорных нарушениях (формирование первоначальной способности к пониманию речи).
  8. 1. Различение неречевых звуков.
  9. 2. Узнавание голосов.
  10. 3. Восприятие звукоподражаний.
  11. Формирование двигательных функций при моторных нарушениях.
  12. 1. Выполнение действий по подражанию.
  13. 2. Совершение действий с опорой на непроизвольные движения.

Мы будем говорить о недоразвитии речи, выраженном в самой тяжелой форме – пол-ного (или почти полного) отсутствия речи. Цель семинара – дать методику формирования у неговорящих детей первоначальных речевых возможностей: элементарного словаря и простейшей фразы (с некоторыми элементами грамматического оформления), то есть «запустить» речь у неговорящего ребенка. По-поводу того, как заниматься с детьми уже говорящими (с общим недоразвитием речи) существует достаточное количество литературы.

Отсутствие речи может сопровождать различные нарушения: ринолалию, анартрию, афазию, тяжелую умственную недостаточность, невротический мутизм.

При ринолалии речь не развивается в результате серьезных анатомических дефектов полости рта. При анартрии речь не возникает из-за существенной недостаточности ин-нервации речевых мышц. При афазии происходит не недоразвитие речи, а ее потеря в результате мозговых повреждений. Мутизм – это тоже утрата речи, но в результате ост-рой психической травмы.

Эти патологии мы рассматривать не будем, так как их коррекция осуществляется свои-ми собственными комплексами мер. При тяжелой умственной недостаточности речь, в принципе, невозможна.

При алалии, задержке речевого развития и аутизме возможны схожие методы фор-мирования речи. Ее отсутствие здесь не вытекает из органических повреждений слуховых и двигательных функций, а также умственной отсталости (по последнему пункту аутизм иногда может быть исключением).

При алалии и ЗРР недоразвитие речи проявляется схожим образом и носит первич-ный характер – то есть не является следствием иного нарушения.

Термины: алалия и общее недоразвитие речи принято употреблять как синонимы. По сути дела, это не совсем так. Как вытекает из смысла самого слова: алалия – это пол-ное или почти полное отсутствие речи. Под общим же недоразвитием само собой подра-зумевается, что какая-то речь у ребенка все же есть.

Алалия и общее недоразвитие речи стартуют по-разному. Речь у ребенка с самого на-чала может складываться в форме общего недоразвития со всеми его характеристиками: бедный словарь, неполноценная фраза, аграмматизмы, нарушения структуры слова и мно-гочисленные недостатки звукопроизношения. Но при этом речь все же развивается, хотя и искаженно, и медленно.

Общее недоразвитие речи может быть продолжением алалии (тогда алалия является как бы его начальной ступенью). Но совсем необязательно, что на выходе из алалии ре-бенок попадет в категорию детей с общим недоразвитием. У него может сформироваться и вполне приличная речь с незначительными особенностями.

Как вы знаете, алалии бывают трех видов: сенсорная, моторная и сенсомоторная.

При сенсорной алалии страдает импрессивная речь – то есть способность к воспри-ятию и пониманию речи. На этом фоне не формируется и собственная речь.

При моторной нарушается экспрессивная речь – то есть способность говорить при сохранении понимания речи.

Сенсомоторная возникает в результате комбинации обоих дефектов.

Речевое развитие детей, страдающих алалией, протекает по-разному.

  • Речь может не возникать вовсе (ребенок остается немым) или формироваться чрез-вычайно медленно. Так что к возрасту десяти-двенадцати лет ребенок будет гово-рить, как трехлетний, неразборчиво – неполноценной, грамматически неоформлен-ной фразой с многочисленными нарушениями произношения звуков.
  • Речь может, более или менее активно, начать развиваться после пяти-шести лет. Но к моменту поступления ребенка в школу все равно не достигнет нормальных показате-лей, и обучение в обычной школе окажется для него недоступным.

Кроме алалии отсутствие речи может быть обусловлено задержкой речевого разви-тия. Сходство и различие этих состояний.

  • Сходство в том, что дети с ЗРР не говорят. У одних это вызвано затруднениями в понимании речи (что напоминает сенсорную алалию), у других – трудностями с ор-ганизацией собственных высказываний (как при моторной).
  • Различие в том, что задержка речевого развития обычно преодолевается ребенком самостоятельно (часто оставляя после себя следы в виде неполноценного произно-шения звуков и предрасположенности к нарушениям письменной речи).

Бывают случаи (практически только у одних мальчиков, чаще всего наследственно обусловленные), когда ребенок примерно в три года начинает говорить вполне полно-ценной, развернутой фразовой речью, выговаривая все или почти все звуки.

Как вы знаете, сейчас задержка речевого развития наблюдается у многих детей, и, как правило, отличить ее от алалии очень трудно (здесь есть только один критерий – время, за которое задержка сама преодолевается, а алалия – нет). Поэтому, не вдаваясь в подроб-ности, с ребенком нужно начинать заниматься как с алаликом. Чем раньше начата кор-рекция, тем лучше, тем более что говорить о наличии у ребенка алалии можно с трех лет (до этого его проблема оценивается, как задержка).

Однако здесь есть одно препятствие. С трехлетним ребенком (или еще более младшим) часто практически невозможно заниматься. У него можно только в игровой форме слег-ка «подталкивать» развитие речи. Это даст определенный результат при задержке ре-чевого развития, но для коррекции алалии этот результат будет явно недостаточным. Вплотную к серьезной коррекции алалии чаще всего возможно приступить только в че-тыре года (конечно, могут быть счастливые исключения).

Обследовать речь ребенка с выраженным аутизмом вряд ли удастся, так как он не вступает в контакт. Речь ребенка с более мягкими проявлениями аутизма нужно обследовать так же, как у прочих неговорящих детей (с алалией и ЗРР).

Нужно определить, на какой почве сформировалось недоразвитие речи: на почве сенсорных или моторных нарушений или и тех, и других вместе.

Для начала опросите родителей. Как развивался ребенок, роды, лепет и т. п. На основании полученной информации не нужно делать фатальных выводов. Иногда вполне благополучный ребенок может иметь крайне тяжелые нарушения и наоборот. Основное, что нужно выяснить, как развивалась речь.

Возможно, ребенок частично или полностью утратил имевшуюся прежде фразовую речь без видимых причин – это может говорить о детской шизофрении. Если речь полностью утратилась после стресса, у ребенка может быть невротический мутизм. Если речь исчезла или регрессировала после мозговой травмы, может быть афазия. В этих случаях направьте ребенка к неврологу.

К информации, полученной от родителей, относитесь крайне осторожно – она может быть недостоверна полностью или в отдельных частях.

Просмотров: 358
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Стародубова Светлана Васильевна. Связная речь дошкольника как средство развития интеллектуальных способностей детей
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
  • Воронцова Нина Александровна. «Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Лалакина Татьяна Васильевна. КАК КОЩЕЙ РЕЧЬ ИСПРАВЛЯЛ
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь