Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»

Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 170 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

Подготовила: учитель-логопед Чернышева Н.В. Волгоград 2017

В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия…
Ш. А. Амонашвили

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

 

Скачать конспект

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании составляют основу личности.

А человеческую личность русский религиозный философ И.А. Ильин рассматривает как вместилище духовного, и, прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, с обновления его души и воли. С формирования у него веры, святости семьи, чувства любви к родине, патриотизма и национальной гордости.

Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале, гуманизме. Мораль — регулятор поведения в обществе. Идеал — тот образ человека, который создавался веками. Гуманизм – человечность, человеколюбие. Нравственность оказывает влияние на других людей. Нравственно невоспитанный человек тяжел и неприятен, после общения с ним в душе остаются неприятные ощущения, воспоминания. Все это призывает нас обучать детей нравственности – любви к Родине, родителям, добру к окружающим людям, ко всему живому. Отсутствие нравственных качеств — знак невоспитанности, неблагополучия. Духовное становление связано с познанием окружающего мира. Приоритетными являются ценности добра, любви, красоты, благородства. Поэтому, действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Именно эти ценности отражались в былинах, сказках, потешках, пестушках, пословицах, поговорках.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Свою работу по Духовно-нравственному и патриотическому воспитанию я реализую по программе логопедического кружка «Веселый язычок».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. Таким образом, цели и задачи моего кружка таковы:

Цель:

  1. Содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
  2. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.
  3. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим с помощью художественного слова.

Задачи:

  1. Развивать у детей речевую активность, связную речь, обогащать словарный запас.
  2. Развивать у детей фонематический слух, умение управлять голосом.
  3. Развивать мелкую моторику рук, посредством пальчиковой гимнастики.
  4. Разучивать детские стихи, уметь слушать произведения духовно — нравственной направленности.
  5. Помочь детям усвоить духовно-нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.
  6. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств через художественное слово.

Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение стихотворений, разбор произведения, заучивание потешек, скороговорок, чистоговорок, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач.

После разбора произведений обыгрываем персонажей в театрализованных представлениях. Ребенок берет на себя разные роли, обыгрывает их, сопереживает, радуется, волнуется. После изучения определенного тематического блока, как правило, следует проведение совместных с родителями праздников, выставок фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

В своей деятельности по логопедическому кружку «Веселый язычок» я веду работу по развитию артикуляции, развитию мелкой моторики рук, развитию фонематического слуха, развитию дыхания. И один из блоков — это развитие речи и обогащение словаря, куда входят произведения по духовно-нравственной направленности и произведения патриотического характера.

  • Произведения годового цикла праздников. Большим подспорьем в этом служит программа Т.А. Затяминой «Православный календарь дошкольника», где годовой цикл начинается с сентября, а именно с Рождества Пресвятой Богородицы — Божией матери, далее идут православные праздники День Казанской иконы Божией Матери, Рождество Христово, Масленица, Пасха, День славянской письменности и культуры, Троица.
  • «Мои родные» (Произведения про бабушек и дедушек, про родителей, сказки, былины)
  • «Наши поступки» (Произведения на развитие нравственно-добродетельных качеств — о доброте, терпении, милосердии, послушании, трудолюбии)
  • «Родина моя малая» (Произведения о России, о своем городе, о своей Родине – большой и малой).
  • «Вечная память» (Произведения о войне)
  • «Берегите природу» (Произведения о бережном отношение к природе, и животным, пословицы, поговорки).

Разобрав художественное произведение, обыграв его, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

Таким образом, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создает оптимистическую детскую картину мира, делает ответственным за свои дела и поступки, воспитывает чувство патриотизма, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества.

Просмотров: 115
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Ситдикова Гузал Фанависовна. Конспект театрализованного представления для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом»
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Титова Ольга Викторовна. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • Гайдак Наталья Викторовна. Презентация 'Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры'.
  • Шох Т.Н Голованова Н.А. Сценарий экологической сказки по мотивам произведения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Козлова Татьяна Александровна. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Щеболкина Надежда Михайловна. «Ой, люшеньки-люшки…» (художественное слово для детей раннего (преддошкольного) возраста)
  • Кирамова Римма Рамиловна. «Воспитание нравственных качеств у детей через театрализованную деятельность
  • Кирамова Римма Рамиловна. «Воспитание нравственных качеств у детей через театрализованную деятельность
  • Медведева Надежда Анатольевна. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.И. ЧУКОВСКОГО «Мойдодыр»
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет
  • Желтова С.А. Шагинова Е.А.. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в детском саду. На тему: «Образ любящей матери в чудотворной иконе Божьей Матери Феодоровской».
  • Романова К. А.. Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
  • Даньшина Дарья Константиновна. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Савельева Людмила Олеговна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ CКАЗОК.
  • Макаева Наталья Ипполитовна. «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка»
  • тамара. Рождественские праздники в детском саду - возрождение духовно-нравственной культуры
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь