Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад 28» Малова Виктория Вячеславовна

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…»

Б.М. Теплов

Актуальность:

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно-нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями. Дети играют в «Монстров», «Чудовищ». Возникает вопрос, как нашим детям у этих героев учиться, добру, ласке, милосердию. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с театральной игрой, так как считаю, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 

Исходя из этого, возникает цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Для достижения цели определяются, следующие задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  3. Формировать представление о добре и зле, показывать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  4. Формировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитывать отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.

В группе созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:

  1. Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены: различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы кост-юмов, маски;
  2. Подобраны специальные тексты;
  3. Моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

Занятия с детьми проводятся систематически два раза в месяц во второй половине дня, дети знакомятся с различными формами театрализованных игр (настольный театр игрушки, плоскостной театр, кукольный, игры-драматизации).

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Дети с удовольствием погружаются в мир кукольного театра. За ширмой они легко перевоплощаются в сказочных героев. В своей работе я часто использую театр в самостоятельной игровой деятельности, игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т.д.) упражнения на отработку основных эмоций, дыхательную, артику-ляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений, игры-драматизации. Над драматизацией сказок я использую упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка.

Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей я использую наиболее популярные из них. Например:

сказка «Теремок» учит дружить; а сказка «Репка» развивает у детей умение быть трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает — в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. «Заюшкина избушка» — это сказка о храбром петушке, который помог слабому зайцу. Трусливые звери не помогли зайчику, только смелый петушок прогнал лису.

Сказки учат слушаться родителей, старших. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близком — поощряется.

В своей работе провожу беседы с детьми по темам: «Волшебное слово – творит чудеса», «Что такое доброта». Беседы на основе поступков, сказочных литературных героев, после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Два жадных медвежонка»; литературные произведения Л.Воронкова «Маша – растеряша», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца» и др. Для закрепления знаний сказок использовались дидактические игры на материале знакомых сказок: «Из какой сказки герой», настольно-печатная игра «Разрезные картинки». Мною был изготовлен лэпбук «Мои любимые сказки», в содержание которого входило несколько дидактических игр на данную тему, пальчиковый театр ( «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»), театр на палочках «Рукавичка».

Я использую все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «З-дравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и т.д.

Очень хорошо помогает передавать характер персонажа – музыка. Например, знакомой мелодией побуждаю детей к имитации движений различных персона-жей. После слушания песни, использую музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка» «Покажи, как ходит медведь»; «Покажи, как высоко прыгает лягушка». Пока дети будут выполнять задание, мы вместе с остальными ребят-ами смотрим и отмечаем особенности игры каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем мы обязательно включаем такого рода фрагменты в театрализованные игры и потом находим им практ-ическое применение. Например, играя в подвижные игры водящими которых являются сказочные персонажи, такие как медведь, «У медведя во бору», волк «Гуси лебеди». козлёнок «Водим мы, водим мы хоровод…».

Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды де-ятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. Предварительно, я провела работу, подготовив консультации «Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств», «Театрализованная деятельность в детском саду». А так же подготовила памятки для родителей «Этикет для малышей», «Правила поведения в гостях»; консультации «Как воспитывать в детях вежливость», «Театр в жизни ребёнка», «Воспитание сказкой». В нашем дошкольном учреждении были организованы выставки «Мой любимый сказочный герой», «Книжка-малышка» (на тему «Моя любимая сказка»), родители с радость принимали участие. А так же был организован мастер-класс, по изготовлению куклы-оберега «Масленица». На родительском собрании большое внимание было уделено семейному чтению, а так же родителями была инсценирована сказка «Репка». Работу в данном направлении будем продолжать, активно включая родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию.

Хочется отметить, что вследствие проведённой мной работы во второй младшей группе. Дети заметно выросли в нравственном плане. Они стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей, значительно обогатился словарь детей. Если раньше, чтобы сказать о герое, дети пользовались словами: «плохой – хороший», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый».

Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так педагогов и родителей; что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.

Литература:

«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», под редакцией А.М. Виноградовой», М.: «Просвещение», 1989

Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985

Чистякова М.И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М.И., М.: «Просвещение: ВЛАДОС», 1995

Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008

Интернет-ресурсы:

Аксёнова А.И. «Инновационная деятельность МДОУ», Новокубанкс, 2011 по материалам сайта http: //nsportal. ru/site/27409/innovatsionnaya-deyatelnost-v--mdobu

Фомина М.В. Антипина С.В. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни» Тюмень, 2002, по материалам сайта http://ru. znatock. com/docs/index-5762. html

Телегин М.В. «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» (программа повышения квалификации работников образования) по материалам сайтаhttp: //www. mtelegin. ru/pedagogika/duhovnonravvosp

Просмотров: 629
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Прохорова Олеся Викторовна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр «Мы пока, что малыши, но с природою дружны»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Семашкова Вера Николаевна. Конспект занятия «Формирование духовно – нравственной культуры у дошкольников». Тема: «Что такое доброта»
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Михайлова Ольга Олеговна. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Беликова Оксана Анатольевна. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Сказка- ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок».
  • Клемашева Марина Николаевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «В МИРЕ ДОБРОТЫ»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию
  • Лариса Буланова. Программа по духовно-нравственному воспитанию 'Дом, в котором я живу' для детей 3-7 лет
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Гондалева Анна Михайловна. Представление опыта работы «Организация дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
  • Ушакова Людмила Петровна. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Когда звонят колокола»
  • Князева Светлана Анатольевна. «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Татьяна Владимировна Макарова. Сценарий театрализованной игры для старших дошкольников «Осенняя сказка»
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь