Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Костикова Н.В., учитель-логопед МБДОУ № 83 г. Мурманск

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети более старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно =-0произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слов.

 

Анализируя литературные источники Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкиной, З.Е. Агранович, а также собственный опыт, мы пришли к выводу, что неоправданно связывать вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования звукопроизношения. Именно нарушение слоговой структуры является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребенка. Потому мы предлагаем отвести нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.

В результате обследования чаще всего выявляется наряду с сокращениями числа слогов, их перестановками, искажениями и замещениями нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Данный дефект Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина выделяют как самый распространенный при произношении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

При формировании слоговой структуры слов мы предлагаем применять в качестве вспомогательного средства зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков, что способствует более успешному формированию у детей навыков звукового анализа. На каждого ребенка в группе имеется раздаточный материал со зрительными символами звуков по методическим рекомендациям Т.А. Ткаченко. Для проведения углубленной работы по данной теме предметно-развивающая среда в группе была пополнена специальным уголком по исправлению нарушений слоговой структуры слов, где на каждую лексическую тему имеются словарики трудных слов, специальные коррекционные упражнения Н.С. Четверушкиной, картотеки по формированию слоговой структуры слова, многофункциональные пособия, игры.

Основные принципы коррекции слоговой структуры слов, используемые нами в работе:

  1. Непременное условие для начала работы по коррекции слоговой структуры слов – наличие фонетико-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков. На всех видах занятий, используя различные дидактические игры, постоянно работаем над развитием зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
  2. В начале обучения ребенку предлагаем упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
  3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяем звуковую палитру используемых слов: сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук «Р» и, наконец, различные их комбинации.
  4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно — вслед за взрослым. К работе привлекаем родителей через домашние тетради, где рекомендуем многократное повторение слов и фраз, вызывающих у детей особые затруднения.
  5. На этапе закрепления навыков воспроизводим заученные стихи, скороговорки, рассказы.
  6. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слов окончательно автоматизируем в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

Стараемся, чтобы дети неоднократно повторяли заученное в различных ситуациях: в своей группе, в группах для младших дошкольников, перед родителями, на утренниках.

7. В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносим медленно, раздельно по слогам, одновременно производя следующие действия:

  • прохлопывание его слоговового контура;
  • отстукивание молотчком;
  • «прошагивание по кочкам, камушкам»;
  • выкладывание с помощью камушков марблс;
  • зарисовывание короткими полосками;
  • закрашивание кружков.

Для этих упражнений в уголке для работы над коррекцией слоговой структуры слов имеется разнообразный раздаточный материал.

8. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно закрепляем его значение, для чего слова включаем в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

В ходе коррекции нарушений слоговой структуры слов мы используем значительное повышение лексической планки: не ограничиваем лексику детей с ОНР обиходно-бытовыми рамками, стараемся использовать слова со сложной слоговой структурой (поверхность, горно-химический комбинат, компьютер, фантастический), но обязательно после овладения детьми произношением слов, входящих с их состав. Эти приемы мы используем на втором году обучения детей с ОНР в логопедической группе.

Вся проводимая в течение двух лет работа по коррекции нарушений слоговой структуры слов дает возможность детям-логопатам успешно усваивать школьную программу по родному языку.

Просмотров: 76
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Маматова Юлия Владимировна, Микова Анна Григорьевна. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова
  • Эргарт Екатерина Валерьевна. Коррекция слоговой структуры слова посредством изобразительной деятельности
  • Закирова Ольга Вадимовна. Использование современных технологий в работе над слоговой структурой слова у дошкольников с ОНР.
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Башкирова Ольга Петровна. Разработка структуры тематического родительского собрания
  • Редактор. Стихи для изучения новых слов на английском для детей
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Ильинская Диана Витальевна. ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ
  • Любовь Анатольевна Тулынина. Дидактические настольные игры по закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК
  • Шатова Марина. Конспект НОД С использованием ИКТ с детьми младшего возраста 'Путешествие в Страну Вежливых Слов'
  • Кошелева Юлия. Конспект НОД «Секрет волшебных слов»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Макаренкова Елена Борисовна. Логопедическое занятие «Путешествие на планету слов»
  • Баринова Светлана Николаевна. Педагогическая статья 'Обучение звуковому анализу слов'
  • Главный Редактор. Сценарий - День Учителя - Тысячу добрых и ласковых слов
  • Шишикина Надежда Петровна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»
  • Ильинская Диана Витальевна. Иллюстрированный словарь для изучения словарных слов с дошкольниками или младшими школьниками
  • Ледина Ирина Олеговна. Некоторые аспекты коррекции нарушений поведения в процессе логопедической работы с детьми.
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Екатерина Кочнева. Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь